Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на достижение конкретных целей. В процессе терапии психолог занимает роль учителя, наставника, задача которого заключается в обучении клиента выявлять неадаптивные паттерны мышления и поведения, проверить их достоверность и соответствие объективной реальности, а затем внести соответствующие коррективы. Основная цель этого совместного процесса – помочь клиентам эффективно определять проблемы и приобретать навыки решения этих проблем в будущем (Beck, 1995).
В начале терапии терапевт занимает более активную, директивную роль, четко следуя за структурой сессии, затем, по мере продвижения процесса, передает руководящую роль клиенту в выборе домашних заданий, повестки обсуждения и т.д. Типичная консультация в когнитивно-поведенческом подходе состоит из следующих компонентов: оценка настроения, связь (“мост”) с предыдущей консультацией, определение повестки дня (адженда), проверка домашнего задания, обсуждение повестки дня, выбор и обсуждение нового домашнего задания, подведение итогов (Beck, 2007).
Длительность сессий когнитивно-поведенческой терапии составляет от 45 до 50 минут, реже – до часа, а продолжительность курса лечения – в среднем от 5 до 20 сессий, в зависимости от проблемы клиента. На стадии завершения терапии применяются так называемые, “бустерные сеансы”, когда клиент посещает психолога сначала раз в две недели, раз в несколько месяцев. Целью этих встреч является предотвращение рецидива.
В когнитивно-поведенческой терапии используется большое количество разнообразных техник, о которых речь пойдет ниже. Однако, она также опирается на универсальные и неспецифические интервенции психологического консультирования – активное слушание, эмпатия, перефразирование, суммирование и т.д. (Hollon, 2003).
Что очевидно из названия подхода, используемые терапевтами техники можно поделить на две группы – когнитивные и поведенческие.
Когнитивные техники помогают клиентам научиться выявлять у себя дисфункциональные паттерны мышления и реструктурировать негативные убеждения. Наиболее часто используемой когнитивной техникой является метод Сократического диалога. В нем используются вопросы, направленные на поиск доказательств или опровержения достоверности дисфункционального убеждения, поиск альтернативного объяснения, оценка последствий и т.д. (Tollin, 2016).
Поведенческие техники обычно применяются на том этапе, когда между клиентом и психологом сформирован крепкий терапевтический альянс (Kazdin, 2001). Основная цель применения поведенческих интервенций – закрепление новых функциональных паттернов мышления в опыте. Примером техники является экспозиция, широко используемая при работе с тревожными расстройствами (Thomas, 2014). Цель вмешательства – снижение уровня тревоги за счет осознанного контакта с провоцирующими ее стимулами и воздержания от привычных поведенческих реакций – избегания или выполнения ритуала (при ОКР).
Автор: Евгения Филатова
Психолог, Когнитивно-поведенческий психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru