Вы наверняка видели в Северных торговых рядах огромные инсталляции, которые, как правило, используют в сезонном оформлении. Например, огромный саксофон, сделанный из природных материалов. Многие владимирцы и гости города с удовольствием фотографировались возле него. Но кто же автор этой оригинальной подвесной фигуры, да и других подобных красот? И как называется представленный вид искусства?
Наталья Наянзина– жительница Владимира, декоратор и флорист, давно является поклонницей ленд-арта. Её работы украшают крупные торговые центры, витрины и парки разных городов России. Она – участница многих крупных фестивалей ленд-арта.
Корреспонденту ГТРК «Владимир» удалось пообщаться с Натальей и узнать о нюансах её дела. Как оказалось, мастер давно мечтает о том, чтобы организовать фестиваль данного вида искусства в областном центре. Правда, такому проекту необходима поддержка со стороны – администрации, спонсоров и других заинтересованных лиц. А вот темы возможного фестиваля лежат на поверхности – история России, герои нашей страны, гармония между человеком и природой. Много идей – решение одно: ленд-арт.
Что такое ленд-арт?
Ленд-арт – это искусство, которое возникло в середине 60-х годов XX века в США, как протест художников против обычных галерей. Творческие люди стали «осваивать» огромные пространства, расположенные далеко от населенных пунктов. Поклонники ленд-арта стремились придать природе новый смысл: пересаживали деревья, двигали камни, придумывали удивительные подвесные фигуры. И постепенно стали создавать настоящие шедевры. Самое главное – гармонично вписать свою работу в ландшафт. Чтобы это удивляло, заставляло задуматься и вдохновляло людей.
Наталья Наянзина рассказывает, что ленд-арт – это реакция на кризис ХХ века в отношениях между природой и человеком, а также возможность наглядно показать гармонию всего живого:
- С ленд-артом я познакомилась в путешествии, когда проходила обучение в международной школе флористов в Москве. А также мы ездили на стажировку в Швейцарию к преподавателю, скульптору и флористу - Питеру Хесс. Мы посетили особенное место в Гриндельвальде. Вокруг были лес, горы и просто потрясающие облака! Пейзаж менялся каждые полчаса. И вот, в таких условиях, мы изучили работы участников европейского ленд-арта. Меня это покорило и вдохновило! Тогда я узнала, что в настоящем ленд-арте нельзя использовать сторонний крепеж. Если ты берешь шишки, то они должны крепиться друг к другу «чешуйками». Ветки также должны переплетаться естественно, без лишних элементов. Из инструментов, помню, можно было использовать лишь пилу и садовый секатор. Одна из работ, которая меня поразила – каплевидные ажурные гнезда из веточек сосны. Они висели очень высоко. Их было штук 10! Я не могла глаз оторвать, честное слово! А еще в этот момент ты понимаешь, что всё сделано руками и из природного материала. Осознаёшь, что человек может многое.
На заметку!
В основе искусства ленд-арта лежит принцип дополненной реальности, интеграция художественных элементов в природный пейзаж.
О фестивалях «ленд-арт»
Наталья Наянзина достаточно долго училась этому оригинальному виду искусства, а также в процессе обучения подружилась с чемпионами России по профессиональной флористике, которые живут в Новосибирске. Там они создали собственную школу. И именно в Новосибирске мастер стала участницей первого крупного фестиваля ленд-арта в России.
- Сегодня ленд-арт перешел в городское пространство, - поясняет Наталья. - Конечно, в такой ситуации работать без каркасов и крепежа сложно, поэтому сам процесс – он немного другой. В городе мы не можем создавать фигуры из натуральных веток без крепежа. Сначала делаются сварные каркасы, а потом всё оплетается. И мы закрываем основу, которая не должна быть видна. Это производит впечатление на людей. Существуют разные техники – «ежа», гладкого плетения и прочие.
- В усадьбе Чехова под Москвой, например, мы создавали «Петлю судьбы» из сена: делали жгуты. Отростки петли как-бы «прошивают землю». Философия работы проста: все мы рождаемся, но умираем. У каждого своя судьба.
- В Новосибирске проходил международный фестиваль, в котором я также принимала участие. Мы делали работы в течение одной недели. И зрительским голосованием выбирали победителей. Нас обеспечивали проживанием, питанием. Было необыкновенно интересно! Хотя да, непросто. Представьте: лето, жара, мошки. А вы кропотливо создаёте гигантские фигуры: огромные грибы, полумесяц, пуговицы, сосуды счастья, выполненные в разных техниках. Зрители остались в восторге. Многие назначали встречи и свидания у наших «крыльев».
Это интересно!
Лэнд-арт — это в первую очередь «скульптура» и «живопись», образованные вмешательством человека в ландшафт. У художников данного направления особенное понимание скульптуры, она может быть и земляным укреплением, и металлическими столбами в поле, и даже просто отпечатком на траве.
О значимых работах в Муслюмово и Суздале
Наталья Наянзина из всех своих работ выделяет именно саксофон, который мы упоминали в начале текста. Создан он был на фестивале ленд-арта в Татарстане – в Муслюмово. Огромные пространства и возможности:
- В Татарстане мы плели саксофон из ивняка, - поясняет Наталья. - И волонтеры нам помогали, очищали его от зелени. Потому что самостоятельно подготавливать ветки, пока ты мастеришь фигуру, очень сложно. Клавиши были сплетены при помощи проволоки и коры. Обратите внимание, что они на инструменте расположены на разной высоте. Этим мы хотели показать, что музыка звучит! Вот она, слышите? Это же сумасшедший джаз!
- У меня была идея - организовать фестиваль во Владимире у Торговых рядов. Хочу вернуться к данной теме весной. Важный нюанс — это материал для фигур. Сердце кровью обливается, когда я вижу осенью и весной машины, груженные ветками. И их увозят на свалку. Зачем? Их можно преобразовать в арт-объекты. И показать людям – как здорово работать с таким материалом! На всех фестивалях, где я была, не оставалось равнодушных. Тематические объекты радуют горожан. У нас есть огромная Лыбедская магистраль или небольшой, но уютный Парк Липки. И тогда в городе появятся новые потрясающие арт-объекты. Кстати, я уже организовывала небольшой фестиваль в Суздале, в ГТК. К нам приезжала, например, испанская школа флористики. Работали мы всего три дня, но сделали достаточно много…
Сегодня можно смело утверждать, что перспективы ленд-арта огромны. Объекты этого вида искусства «живут» 3-4 года, если за ними грамотно следить. И, кстати, у них есть волшебная особенность чудесного перевоплощения. В Новосибирске, например, фигуры ленд-арта «отыграли себя» как на День города – так и на Новый год. Чем не оригинальная фотозона для горожан?
Талантливая декоратор не оставляет надежды, что вскоре и во Владимире люди узнают об искусстве ленд-арта поближе, а также увидят процесс создания оригинальных фигур своими собственными глазами.
Светлана Куганова, ГТРК «Владимир»
Фото из личного архива Натальи Наянзиной