Продолжу на нашем канале весьма актуальную для нас железнодорожную тему, с учетом того, что совсем недавно прошла публикация по близкой к ней «вагонной теме» (Ссылка).
Вокзал для многих людей весьма значимое место, где происходят встречи и расставания, позитивные и негативные моменты нашей быстротечной жизни. И кино и литература часто обращаются к тематике, связанной с вокзалами. Вспомним «Анну Каренину» Л.Н. Толстого», «Вокзал для двоих» (фильм Эльдара Рязанова), «Белорусский вокзал» (фильм реж. Андрея Смирнова), а также «Вокзал потерянных снов» - роман довольно популярного современного английского фантаста Чайна Мьевиля… Этот список можно бесконечно продолжать… Конечно, не могли мимо вокзальной темы пройти и художники, творчество которых (опять же фрагментарно) представлено в образном ряде данной публикации.
Вокзал Сен-Лазар (фр. Gare Saint-Lazare), был открыт в 1837 году. Этот символ архитектуры Нового времени - не просто транспортный узел Парижа, но и знак стремительным перемен в технике, культуре, повседневной жизни европейцев 19 века. Вокзал вдохновил известного художника Клода Моне (Oscar-Claude Monet, 1840 - 1926 гг.), одного из основателей импрессионизма в живописи, на ряд работ по вокзальной теме.
В общем-то, суета вокруг ожидания поезда присуща всем народам мира, что иллюстрируется следующими картинами:
На страницах Интернета весьма популярен художник, которого не иначе, как «художник дождя» не называют. Речь идет о Джеффе Роланде, для которого, в свою очередь, очень важен романтический антураж вокзалов:
Вернемся на российскую почву. Напомню об Анне Карениной (из одноименного романа Л.Н. Толстого): «…Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, – продолжала она думать. – И помочь этому нельзя. У меня всё в нём одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он всё больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя...». Анна Каренина.
Впрочем, попробую через некоторое время как-то реставрировать старенькую публикацию …
Самый, наверное, значимый вокзал для меня конечно Витебский вокзал Санкт-Петербурга. Ибо с 1971 г. я бесчисленное количество раз ездил с этого вокзала в Витебск, навещая своих родителей. А сколько событий, приключений (иногда романтических, иногда мистических) было связано с этим вокзалом… Для справки: Старейший железнодорожный вокзал из сохранившихся в Санкт-Петербурге и России (построен по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского. Здание вокзала является объектом культурного наследия народов России и охраняется государством. Здание и его интерьеры построены в стиле модерн. Однажды проходя по коридору первого этажа вокзала я увидев, что рядом никого нет, исполнил одно из своих желаний – забрался, преодолев угрожающую табличку (тогда камер разных еще не было) по узенькой ажурной винтовой лесенке из чугуна на 2-й этаж. Было здорово…
Ну и конечно, приведу несколько работ, касающихся московских вокзалов:
Но не только пассажирами, провожающими и встречающими, заполнен вокзал (не говоря уже о станциях и полустанках). А есть и персонал, работающий на этих объектах и, соответственно приведем несколько работ, им посвященным:
Отдельно выделю двух художников, творчество которых мне особенно нравится. Речь идет о бельгийском художнике Поле Дельво (Paul Delvaux), ярком представителе магического сюрреализма, в работах которого тема железнодорожного транспорта, да и трамвайного представлена довольно широко. И здесь же работы польского сюрреалиста Ярослава Ясниковского (Jaroslaw Jasnikowski).
Платформа 9 ¾. Монреальские фанаты Гарри Поттера были чрезвычайно рады увидеть таблички «Платформа 9 3/4» вместо привычных названий станций метро синей линии. В четверг после полудня эти таблички появились на всех станциях от Snowdon до Jean-Talon. Напомним, для тех, кто не в курсе: платформа 9 3/4, расположенная между 9 и 10 перроном в романе Джоан Роулинг, это знаменитый путь, который ведет в школу Хогвардс, где учились Гарри и его друзья (из Интернета).
Перед тем, как перейти к заключению, еще приведу пару работ на тему вокзалов, станций и полустанков:
Ну и в заключение не могу не привести старую дореволюционную открытку-фотографию пос. Дибуны. Когда ко мне на шашлыки приезжал мой друг профессор, политолог В.В.Г. (историк по базовому образованию), он удивлялся сохранности этого здания вокзальчика, в настоящее время уже неработающего. Причем наша дача, на которой я как раз работаю сейчас над этой публикацией находится примерно в 400 м. от этого вокзальчика. Характерно то, что это здание (сейчас находящееся в черте города) пережило и революцию и ВОВ с блокадой Ленинграда и стоит в целости и сохранности (правда было три колеи, а сейчас две)… А поселок Дибуны многим известен по двум моментам. Первый связан с приездом сюда из Петрограда (со ст. Удельной) Ленина с Зиновьевым, которые добрались отсюда пешком через лес до озера Разлив (минут 40 ходьбы), где их ждал шалаш с пеньком. И казачки, что на старом фото не смогли их задержать… Ну а второй повод запомнить данное место с раннего детства – это прочитать стихотворение С.Я. Маршака « Вот какой рассеянный» с незабываемыми строками:
- Что за станция такая –
Дибуны или Ямская? А с платформы говорят: - Это город Ленинград.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам заглянуть в родственный канал по живописи Галерея АRTist и новый канал нашего друга Владимира Юданова «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ».
#культура #искусство #изобразительное искусство