Фантастическое будущее в городах уже наступило. А не замечаем мы этого, потому что живём в ногу с этим временем.
Если посмотреть, до чего дошли технологии за 20 лет, то просто вау.
Смотрите сами:
1. Нейросети
Алгоритм анализирует данные с тысяч камер на улицах и в транспорте, чтобы помочь полицейским установить местонахождения преступников или найти потерявшихся людей. При этом нейросеть работает не с лицами, а с числами и цифровой информацией.
Умные светофоры, которые реагируют на интенсивность трафика и время суток и подстраивают свои сигналы под обстановку, чтобы уменьшить пробки.
2. GRS-трекинг и Wi-Fi
Благодаря ему мы в режиме реального времени видим в приложении, где находится автобус или трамвай и когда он приедет.
Огромная общедоступная сеть Wi-Fi даёт оставаться на связи в любом транспорте, на остановках, в парках.
3. Солнечные батареи
Солнечные электростанции
В Японии в городе Като успешно работает плавучая солнечная электростанция из 9 000 панелей. Кроме основной функции гигантские панели охраняют природу. Из-за тени снижается испарение воды из озера и меньше растут водоросли, которые загрязняют и заболачивают воду.
Крупнейшая в мире плавучая солнечная электростанция «Сириндхорн» работает на реке Лам Дом Ной в Таиланде. Плотина вырабатывает 45 МВт электроэнергии и использует 145 000 панелей!
Солнечные панели
Их активно используют для самопитания уличных фонарей, знаков и даже светофоров.
4. Уборка снега
В некоторых местах Японии и в большинстве населённых пунктов Исландии тротуары и дороги отапливают горячей водой из геотермальных источников.
Трубы с природным кипятком проложены прямо под улицами и снег сразу тает сам без дополнительных затрат.
5. Беспилотная доставка
Небольшие заказы из интернет-магазинов или почту уже возят роверы Яндекса. Роботов используют в службе Яндекс.Еды и доставке посылок «Почты России».
Обязанности курьеров выполняют и дроны. Сейчас это уже минимум 20 000 беспилотников, а к 2026 году прогнозируют рост до миллиона единиц.
Так, например, дроны Zipline перевозили медицинские товары весом до 1,8 кг в американском городе Шарлотт со скоростью до 128 км/ч. Они забирали посылки со склада и сбрасывали их на парашюте в пункте назначения.
Разрешение на перевозку лекарств с помощью дронов получила курьерская служба UPS, а компания DHL в партнерстве с китайским стартапом Ehang применяет дроны для доставки грузов до 5 кг в городах КНР. Сам стартап разрабатывает летающие электротакси.
В России беспилотники использовали для доставки еды в Ижевске. Сеть хинкальных «Кинза» сотрудничала с сервисом по доставке грузов Zala Drone Delivery (ZDD) и работала в радиусе 5 км от заведения.
6. Беспилотный транспорт
Уже идёт активная фаза тестирования сервиса беспилотного такси от Яндекса. В Дубае самая масштабная в мире система автоматического транспорта. Длина линий беспилотного метро больше 74 км.
И уже очень много концептов беспилотного аэротакси как от стартапов, так и от именитых Boing, Airbus, Embraer и Uber.
Многие из них успешно прошли испытания.
7. Очищающие воздух граффити
В Будапеште, Киеве и городах Польши для стрит-арта используют специальную фотокаталитическую краску.
Её пигменты активизируются на солнце и поглощают из воздуха вредные вещества, превращая их в безопасные нитраты. Каждый квадратный метр граффити сопоставим по эффекту с 1 деревом.
8. Напечатанная на 3D-принтере архитектура
Пока настоящий чугунный мост реставрируют, его заменяет полноценный двойник из металла. Его печатали на 3D-принтере 4 робота из 4,5 тонн стали в течение 6 месяцев.
В мост встроены датчики, которые ежедневно считают количество пешеходов и следят за его состоянием и деформацией. Конструкция сама сообщит, когда понадобится ремонт.
9. «Энергетические» дороги
— В Нидерландах разработали технологию, где износостойкие солнечные фотоэлементы укладывают вместо асфальта, и они вырабатывают энергию. Во Франции участок в 30 км² освещает многокилометровую магистраль фонарями и даёт энергию для обеспечения электричеством города на 5 000–6 000 жителей. Эффективно, но очень дорого – 6 миллионов евро.
— В Израиле испытали технологи, где электричество производят автомобили, которые ездят по дорогам. Под дорожным покрытием установлены пьезогенераторы и энергия вырабатывается от давления массы на эти пластины. Всего разработали три типа генераторов: для железных дорог, для автодорог и даже для беговых дорожек.
Так, двухполосное шоссе с часовым трафиком в 600 машин каждые 10 километров асфальта может выдать до 5 МВт электроэнергии.
— Энергия ям или система регенеративной подвески. Технологию придумали студенты Государственного Университета Нью-Йорка. Из амортизатора получается катушка Фарадея, если на малую его часть навесить магнитные пластины, а на большую — катушку из меди. Движение магнитов внутри производит электрический ток через вибрацию авто на ямах.
10. Сейсмоустойчивые дома
Это ноу-хау Японии. Дома сначала строят, тестируют всеми возможными способами на устойчивость, потом разбирают и собирают заново в нужном месте.
Высокие здания строят с маятниковыми подвесками, подвижными несущими конструкциями и пружинными тумбами-амортизаторами. Из-за хрупкости стекол ограничивают площадь такого покрытия в здании, а в сами стекла вставлены стальные нити, которые при разрушении не дают появиться крупным осколкам.
Обычные дома построены по «летающей» технологии. Здесь нет прочного сцепления с фундаментом, а зазор всего в 4 см при подземных толчках заполняет воздушная подушка, которая компенсирует любые смещения и сохраняет дом в настолько, что вещи внутри остаются на своих местах.
Строение левитирует пока сейсмические датчики не дадут сигнал выпускным клапанам вернуть конструкцию в исходное положение.
11. Технологичные города
Реальный город
Это шведский Мальмё. На магазины и офисы установлены солнечные батареи и ветряные турбины. На месте старых верфей из экологичных материалов построили квартал с системой рециркулирования воды, где она используется для обогрева зимой, а летом - для кондиционирования.
На кухнях установили измельчители отходов, которые потом сортируют на несколько десятков категорий. Они идут на переработку в биотопливо и покрытие парковок и дорог. На крышах, где нет солнечных батарей, в мини-скверах растут деревья с системами сбора дождевой воды.
С переменным успехом и задержками строится город
(Masdar-city) в ОАЭ. Он должен стать первым городом с нулевым выбросом углерода. Функционировать будет за счет энергии солнца, ветра и геотермальных источников.
Стена защитит от пустынных ветров, а от зноя - огромные зонты-«подсолнухи». Днём они будут создавать тень и копить энергию и использовать ее ночью.
Здесь отчёт по состоянию на 2021 год.
Российский функционирующий проект — это Иннополис под Казанью.
А ещё был проект города Умка в Арктике на 5 000 жителей. Местом возможного строительства выбрали остров Котельный площадью 23,2 км2, где с 1933 года размещаются полярные станции и военная база.
Тестовые города и цифровые концепты
В штате Нью-Мехико планировали за 1 миллиард долларов построить экспериментальный город CITE (Center for Innovation, Testing and Evaluation) на 35 000 человек, но без единого жителя. Авторы хотели сдавать в аренду здания и оказывать услуги для тестирования, разработки и монетизации экспериментальных технологий. Увы, остался только сайт проекта, хотя он был самым реальным в воплощении.
Ещё один нашумевший проект — долина PlanIT в южной Португалии в 15 км от Порту.
Все его элементы от светофоров, смартфонов до температуры воды в кране должны управляться единой операционной системой со 100 миллионов подключенных датчиков и трафиком 5 петабайт информации в сутки. Цена проекта 20 миллиардов евро, но их так и не нашли.
В общем, будущее наступило, дамы и господа.
***
А про разные проекты экологичных городов я расскажу подробнее в отдельной статье. Подписывайтесь на канал.