В гостях у ханты.
Стойбище Карамкинское.
Находится на берегу протоки реки Аган. Недалеко от города Покачи, ХМАО.
Это стойбище, адаптированное в этно деревню. Можно приехать посмотреть, а можно даже пожить, попробовать хантыйскую национальную кухню, порыбачить и т.д.. Дома, олени, национальная одежда, медвежьи шкуры всё настоящее)))
У нас есть возможность бывать в нормальных, жилых, не туристических стойбищах, которых в тайге вокруг много. Но для этого нужно быть знакомым с хозяевами, чтобы они тебя приняли и т.д.
Они находятся в труднодоступных местах, куда летом можно добраться только на лодке, а зимой на снегоходе и то если знаешь куда ехать)))
В Карамкинское можно приехать без приглашения и тебе будут рады)))
По технологическим дорогам ЛУКОЙЛа приезжаешь в определенное место, а там тебя встретят на снегоходе или вездеходе.
Русские много веков "обращали" ханты в свою веру. И даже внешне, они вроде "обрусели", имена русские взяли и типа верят в Бога.
Но это не помешало им остаться полностью анимистами, сохранить свои верования, свою картину мира.
Ханты с большим уважением относятся к медведям. Но. Если медведь начинает ходить в стойбище... его убивают.
Читаю в историко-краеведческом издании:
"Первую разведочную скважину Р-21 пробурили в угодьях древнего рода аганских ханты Покачевых . Важнейшим средством общения с окружающей природой у Покачевых выступали сверхъестественные существа - лесные и водные духи - лунки, олицетворявшие собой конкретные участки местностей - рек, озер, болот и боров. Своим рождением, считали Покачевы, они обязаны лункам. Согласно передаваемой из поколения в поколение Покачевых легенде, лунки из реки Оби поднялись по реке Тромъеган в реку Аган. С Агана они свернули на старицу, вышли на ненецкую оленную дорогу, пересекли Покачевский бор и нырнули в безымянное озеро. Вынырнув на противоположной стороне, воскликнули: «Сыс!» («Долгое!»). Так и стало называться это озеро - Сыс-лор. Затем лунки вышли к Иимын-лор («Священное озеро»), где поселились и живут до сих пор. А старицу они называли Лунк урий («Духов старица»)" "Покачи - первый город новой России: Историко-краеведческое издание" А.Петрушин.
Т.е. ханты, как и тысячи лет назад верят в духов воды, леса, огня и т.д.
Их мир очень сильно отличается от нашего.
Например? У них домашний огонь, живущий в очаге, добрый. Он охраняет дом и всех живущих в нём (реально ведь спасает от лютых холодов).
А вот огонь внешний, который возникает при пожаре в тайге - чужой, злой. Он может уничтожить и лес и жильё.
В случае лесного пожара ханты от своих стойбищ пускают встречный пожару, "добрый" огонь. Он выжигает лес вокруг стойбища, но за счет этого "злой огонь" не может добраться к домам и стойбище от лесного пожара спасают...
Ханты - люди воды.
К рекам относятся совершенно не так как мы. Т.е. мы территориально определяем свою принадлежность к населённым пунктам, городам (Ты откуда? Из Сургута))). Ханты же себя идентифицируют с бассейнами рек, рядом с которыми живут. Типа Аганские ханты (люди, живущие в бассейне реки Аган).
Для нас реки это преграды. Для них это дороги. Летом не через чащу, а на лодке по воде в нужное место. Зимой опять же не через бурелом, а по льду реки на санях или снегоходе.
В Карамкинском мы переоделись в национальную одежду ханты, попробовали хантыйскую кухню, покатались на оленях и т.д.
В общем отлично провели время)))
Собаки у хантов имеют чисто прикладное значение. Просто так лишний рот никто кормить в тайге не будет. Собака это и охрана и помощь в поиске и троплении зверя или птицы и т.д.
Всем интересных походов и наблюдений!!!