Победители "Царя Вселенной"
Позор Дария
Суровым испытанием для Скифского царства стало вторжение полчищ персидского царя Дария I. По сведениям греческого историка Геродота, его армия насчитывала более 700 тысяч воинов и 600 кораблей. Персидский царь был уверен в скорой и безусловной победе. Однако его ждало жестокое поражение...
Предлог для нападения персов на скифов с любой точки зрения выглядел странным. Персидский царь якобы решил отомстить скифам за то, что они за 150 лет до этого совершили поход в Переднюю Азию. Хотя истинной причиной вторжения была месть за поражение и гибель Кира II Великого - своеобразный реванш за унижение перед свирепыми кочевниками.
Грозная сила
К концу VI века до н. э. персидский царь Дарий объединил под своей властью огромные территории Передней Азии вплоть до Индии. Дарий серьезно подготовился к походу на Скифию и собрал огромную армию из покоренных народов.
Невиданный доселе поход начался в 513 г. до н. э. На своем пути к Дунаю - западным рубежам скифских владений - персы покорили множество различных народов, присоединив к Персидской державе новые значительные территории. Весть о нашествии огромного войска вызвала разногласия в стане скифов и союзных им племен. Отдавая себе отчет, что в открытом бою им будет невозможно разгромить колоссальную по тем временам армию, скифы пригласили на своеобразный военный совет царей соседних народов - тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, будинов, гелонов и савроматов. На совещании мнения разделились. Только цари гелонов, будинов и савроматов пообещали скифам помочь, а остальные наотрез отказались выступить против Дария. Отказ был мотивирован тем, то скифы несут ответственность за вторжение в Переднюю Азию, и поэтому персы имеют полное моральное право на исторический реванш.
«Неправильная»война
Столкнувшись со столь явной оппозицией, скифы перешли к тактике партизанской войны. Разделив свое войско на три части, они избегали решительных сражений, заманивая противника вглубь своей территории. При этом они оставляли перед противником выжженную степь и засыпали все немногочисленные колодцы землей и тушами погибших животных. В то же время легкая скифская конница непрерывно атаковала коммуникации противника, перехватывая обозы с продовольствием и уничтожая отдельные вражеские отряды. Более того, скифы намеренно отступали по землям тех народов, которые отказали им в помощи. В результате вначале они, а затем персы разоряли эти земли, втягивая населявшие их племена в нежеланную для них войну.
Два обстоятельства помогали персам. Скифы, обладая первоклассной конницей, всегда обращали в бегство персидских всадников, но никак не могли одолеть регулярную пехоту, разбивавшую все их усилия. Кроме того, невольным союзником персов были их ослы и мулы, которых никогда не видели ни воинственные кочевники, ни их маленькие и выносливые лошади. Их странный вид и особенно — трубные крики пугали лошадей, которые вставали на дыбы и сбрасывали своих седоков.
Подобное положение сохранялось свыше двух месяцев. Персы были в отчаянном положении. Пройдя многие сотни километров по выжженной солнцем степи, отрезанные от источников снабжения, они потеряли значительную часть войска, не выиграли ни одного сражения и не захватили никакой добычи. Отчаявшись, Дарий послал скифскому царю Иданфирсу вестника, стремясь во что бы то ни стало вызвать противника на генеральное сражение. Играя на самолюбии скифского владыки, персидский царь предложил ему не убегать бесконечно, тем самым признавая себе слабее, а вступить с ним в решительный бой или покориться. Ответ царя скифов был исполнен достоинства и спокойного сознания своей правоты. Иданфирс ответил, что в Скифии нет ни городов, ни посевов — нет ничего, что персы могли бы захватить. Если же Дарий хочет ускорить сражение, то пусть найдет и разрушит гробницы скифских предков. Только после этого, и не раньше, скифы вступят в открытый бой.
Одновременно скифы отправили один из отрядов к большому мосту через Дунай, чтобы отрезать персам пути возвращения. Мост охраняли подвластные персам ионийские греки, которые получили указание от Дария ждать его 60 дней, а затем разрушить мост и уходить. Срок истек, но греки продолжали ждать возвращения своего владыки. Скифы, уважая верность греческих воинов данному слову, предложили им разрушить мост и удалиться, навсегда избавившись от персидского рабства. Посовещавшись, греческие военачальники пообещали доверчивым кочевникам содействие в их планах и в доказательство свой искренности приказали разобрать мост на расстоянии полета стрелы. В полной уверенности, что персидский царь со своим воинством надежно отрезан от своих владений, скифы повернули назад, чтобы окончательно уничтожить врага.
Плохая примета
Между тем скифский царь Иданфирс, окончательно убедившись, что персидское войско измотано в бесконечной погоне, решился на открытое сражение. Перед этим он отправил Дарию странные подарки: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Самодовольный персидский владыка решил, что эти символические дары обозначают полное повиновение скифов, покоряющихся ему со всей живностью своей земли. Стрелы в этом случае должны были символизировать передачу персам скифской военной храбрости. Радужное настроение владыки пропало, когда жрец Гобрий истолковал дары иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».
Отправив такие подарки, скифы начали строиться для решительной битвы. Надо сказать, что персы, измученные затянувшейся войной, сами жаждали этого сражения. Но незадолго до схватки перед скифским строем пробежал заяц, и все скифское войско с ревом и криками устремилось за животным. То огромное впечатление, которое произвела на персидского царя эта незапланированная «охота», хорошо иллюстрируют его мрачные слова: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно объяснил смысл скифских даров». Сейчас мы знаем, что незнание скифских обычаев сыграло с Дарием злую шутку: у кочевников пробежавший мимо воинского строя заяц считался крайне дурным предзнаменованием.
Рабы или верные слуги?
С наступлением ночи под видом вылазки, оставив в лагере больных и ослабевших воинов, Дарий I с остатками войска поспешил к Дунаю. Крики привязанных мулов и ослов, мелькание людей у костров убеждали скифов, что персидское войско осталось на месте и готовится к завтрашнему бою. Таким образов ослы спасли персов от разгрома. На рассвете, увидев, что скифская конница опять строится к бою, оставшиеся в лагере персы поняли, что их попросту бросили на произвол судьбы, и взмолились о пощаде. Судьба этих несчастных неизвестна, но, скорее всего, она была печальной.
Убедившись, что Дарий I бежал, скифы немедленно бросились в погоню. Убежденные, что персы двинулись обратно по тем местам, где еще оставалась растительность для лошадей и вода для людей, кочевники направили свои поиски именно в этом направлении. Это была ошибка: измученные персы, тем не менее, выбрали наиболее прямой маршрут по уже разоренной территории. Словом, получилось так, что Дарий с остатками войска прибыл к Дунаю несколько раньше своих преследователей. Увидев, что мост разобран, персы пришли в полное отчаяние. На их счастье, в свите Дария находился некий египтянин с очень громким голосом. Став на берегу, он закричал, прося греков о помощи. Услышав этот зов, ионийцы, которые обманули скифов и не ушли, быстро восстановили мост.
Так персы были спасены. Несмотря на бесславное отступление, Дарий объявил об очередной безусловной победе и присоединении к Персидской державе новых земель. Но об этом вряд ли узнали скифы. Раздосадованные поведением ионийских греков, сохранивших переправу и тем самым спасших армию персов и самого царя, они перешли Дунай и совершили набег на Балканы. Изгнание огромной персидской армии из Скифии произвело большое впечатление на весь античный мир, который стал считать этих варваров непобедимыми.