Найти тему
Загадки истории

ВАРВАРЫ#1.4Победители "Царя Вселенной"#4.Смерть в степи

Оглавление

Победители "Царя Вселенной"

Смерть в степи

При всей глубине уважения, которое скифы питали к своим вождям, было одно преступление, за которое они же­стоко карали даже царей и «принцев крови». Причем убивали венценосных особ их же родные и близкие. Сегод­ня поведение скифской аристократии, возможно, показалось бы чудовищ­ным, но ведь речь, судя по всему, шла не о чем-нибудь, а о выживании цело­го народа.

Древнегреческое общество очень часто называют «демократиче­ским». На самом деле устройство эллинского социума с демо­кратией в ее современном понимании имело мало общего. Греки нещадно эксплуатировали своих рабов (составлявших в определен­ные периоды большую часть населения их городов), которых попро­сту не считали людьми. А также были самыми настоящими расиста­ми. Большой демократ и вольнодумец Аристотель писал, что «варвар и раб по природе своей понятия тождественные». А так как к варва­рам, по мнению эллинов, относились все «не греки», можете пред­ставить, как обитатели Афин, Спарты или Фив относились ко всем соседним народам. А заодно задумайтесь, что должен был сделать «варвар» для того, чтобы заслужить признание столь высокомерной публики. Добиться этого получалось буквально у единиц. И одним из таких гениев был скиф Анахарсис..

Варварский мудрец

Родился Анахарсис примерно в 605 году до нашей эры, в семье скифского царя Гнура и гречанки. Для получения образования скиф­ского царевича отправили в Элладу. В учебе аристократ из причерно­ морских степей преуспел. Да еще как! Анахарсис был признан одним из величайших мудрецов своего времени, дружил с афинским законодате­лем Солоном, посещал легендарного царя Лидии Крёза.
Древние авторы приписывали ему изобретение якоря, а также не­которые усовершенствования гончарного дела и мореплавания. До наших дней дошло около 50 афоризмов, автором которых считает­ся Анахарсис. Это якобы именно он сказал: «Беда голове от языка» и «В Элладе слова говорят умные люди, а вопросы решают - глу­пые». О его жизни писали Геродот, Диоген Лаэртский и Диодор Си­цилийский.
В XVII веке знаменитый русский иконописец Федор Зубов изобра­зил на стенах храма московского Новоспасского монастыря Анахарсиса наряду с Аристотелем, Платоном и другими великими мудрецами, которых относили к предшественникам христианства. В общем, лично­стью Анахарсис был незаурядной, и земляки могли им гордиться. Од­нако дома достижений великого философа не оценили, и он погиб от руки собственного брата, ставшего к этому времени царем Скифии.
Геродот рассказывает, как, возвращаясь домой из Греции, Анахар­сис посетил город Кизик, находящийся в проливах, ведущих в Чер­ное море. Там как раз отмечали праздник Кибелы, Матери Богов. Деревянные греческие суда того времени были не самым надежным транспортом, и путешествия по Черному морю считались достаточ­но опасными. Поэтому Анахарсис, разделявший греческие верова­ния, дал Матери Богов обет — в случае благополучного возвращения домой принести ей жертву по кизикенскому обряду.
Преодолев море, скифский принц-философ не забыл о своем обе­щании и отправился благодарить богиню в Гилею — лесистую мест­ность в низовьях Днепра (возможно, на современной Кинбурнской косе). Там Анахарсис обвешался изображениями Кибелы и принялся бить в медные тарелки. За этим занятием его и застал один из поддан­ных его брата Савлия, бывшего на тот момент царем. Скиф немедлен­но доложил Савлию о странном поведении принца, и царь застрелил брата из лука... Почитания чужих богов скифы не простили.

Степные воины дрались насмерть, но и гуляли так же
Степные воины дрались насмерть, но и гуляли так же

Жертва Вакха

Другой известной жертвой скифского культурного патриотизма стал царь Скил в V веке до нашей эры. Он был сыном царя Ариапифа и эллинки из Истрии. С детства он умел разговаривать, читать и писать по-гречески. В отличие от Анахарсиса, Скил не отправился учиться в Грецию. Его отца убил царь соседнего племени агафирсов, и Скил оказался наследником престола.
Стать вождем одного из самых могущественных народов своего времени - казалось бы, что еще в жизни надо? Но Скил думал ина­че. От матери он унаследовал любовь ко всему греческому. Однако скифский царь должен был вести такой же образ жизни, как и его во­ины. Скил нашел элегантное решение своей проблемы.
Со скифским миром был тесно связан город-государство Ольвия, земли которого раскинулись вдоль берегов Днепровского и Бугско­го лиманов. Его порт был перевалочной базой, через которую осу­ществлялась торговля между северопричерноморскими народами и греками. Нуждаясь в сильных союзниках, ольвиополиты то плати­ли дань, то делали богатые подарки степным воинам.
Скил, делая вид, что занимается дипломатической работой, зача­стил в Ольвию. Он построил себе в греческом городе шикарный дворец и, оставляя свое войско за городскими стенами, месяцами вел образ жизни богатого эллина. Но все тайное рано или поздно стано­вится явным. В один прекрасный день Скилу оказалось мало грече­ского дома, греческой одежды, греческих собеседников и жены-гречанки. Он решил принять участие в прославлении Вакха. Или, как бы мы сказали сегодня, — в вакханалии.
Греки не могли упустить такой прекрасный случай «уколоть» сво­их гордых соседей, постоянно насмехавшихся над эллинскими при­вычками и обрядами. Кто-то из ольвиополитов привел в одну из го­родских башен скифских аристократов и предложил им с ее высоты полюбоваться своим царем, находившемся в «вакхическом иссту­плении». Суровые воины были вне себя от гнева. Когда войско уз­нало о том, чем глава скифского государства занимается в Ольвии, оно взбунтовалось.
Скил был свергнут, а царем вместо него стал его брат Октамасад. Ис­пугавшись гнева бывших подданных, Скил сбежал во Фракию, где ца­рем был их с Октамасадом дядя Ситалк. Однако злость скифов на быв­шего вождя была так сильна, что они двинулись войной на соседей. На Дунае их встретила фракийская армия. Ситалк решил не жертвовать жизнями своих солдат из-за семейных «разборок». Он предложил вер­нуть блудного брата в обмен на возвращение фракийцам брата само­го Ситалка, прятавшегося у скифов. Октамасад предложение принял, и возвращенному «в семью» Скилу прямо на берегах Дуная отрубили голову..

Национальная идея

Почему скифы так жестоко обошлись с Анахарсисом и Скилом? Можно ли было их назвать закоренелыми ретроградами, отвергаю­щими все чужое? Да вроде бы нет. Они спокойно брали в жены по­нравившихся гречанок, пили греческое вино. Заказывали у грече­ских мастеров оружие, украшения и посуду, выполненные с учетом скифских эстетических предпочтений — в стиле, который мы сегод­ня называем «звериным». Получается, сама идея использования чу­жого опыта отвращения у них не вызывала. Да и будь скифы такими консерваторами, никто бы не отправил Анахарсиса учиться в Гре­цию. Так что претензии к Скилу и Анахарсису были куда более кон­кретны...
Все указывает на то, что еще до нашей эры скифы четко научи­лись различать материальные и духовные заимствования. Получая от соседей полезные технологии и удобные вещи, они стремились оста­ваться самими собой, поддерживая репутацию самых свирепых во­инов евразийской степи. Выросшие на жестоких воинских идеалах юноши были скромны в своих потребностях, выносливы и способны наводить ужас на сво­их врагов. Они снима­ли скальпы, украша­ли кожей убитых врагов свои гориты (деревян­ные футляры для луков и стрел), пили человече­скую кровь и отбивали у окружающих желание с собой связываться.
Греческая любовь к комфорту и изнежен­ность были им строго противопоказаны. Че­ловек, поживший в мра­морном дворце и по­валявший дурака на праздниках в честь Вак­ха, терял способность неделями спать и есть в седле, умирая за кур­ганы на могилах предков. Поживший торговлей и возделыванием оливковых рощ не мог уже существовать вечной войной в бесконеч­ной степи...
Столетия спустя, когда скифы все-таки примут эллинистиче­скую культуру, они утратят свой воинский задор. После чего, не желая воевать со своими воинственными сородичами сарматами, сбегут из причерноморских степей и «запрутся» в Крыму, чтобы вы­ращивать хлеб и торговать. А потом - и вовсе исчезнут во тьме ве­ков.
Казнь Анахарсиса и Скила кажется нам, современным гуман­ным людям, совершенно диким способом решать культурные и по­литические споры. Но возможно, у скифов просто не было друго­го выхода и им нужно было срочно отбить у других соплеменников желание следовать примеру эллинизированных вождей?

Задолго до американских индейцев скифы снимали скальпы с побежденных врагов
Задолго до американских индейцев скифы снимали скальпы с побежденных врагов

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!