Из моих паломнических заметок
7
Иерусалимская элегия
Хочу завершить рассказ о нашем иерусалимском знакомом небольшим лирическим отступлением.
Каждый год в Иерусалиме происходит маленькое природное чудо: в один из зимних дней выпадает довольно приличный снег, который к следующему утру полностью тает. Это бывает только один раз в году. В этот день в Иерусалим из Тель-Авива и других ближайших городков и мест приезжает много народа с детьми; все радуются, играют в снежки, фотографируются…
Марк с гордостью поведал нам о том, что он однажды совершил в такой день.
Увидев чудесный белый снег, он вдруг почувствовал в этом природном явлении что-то необыкновенно родное и близкое и всеми фибрами души ощутил, что он именно русский. (Марк – еврей из Баку, где прошли его детство и юность… ). Случилось, как он уверяет, нечто трансцендентальное. В необыкновенном душевном умилении и восторге он снял обувь, засучил штаны и пошел босиком по нежнейшему иерусалимскому снегу.
Он шел с гордо поднятой головой, не обращая ни на кого внимания, мысленно пребывая где-то в далекой России.
Прохожие с улыбками провожали взглядами странного босоногого человека.
Кто-то из знакомых дернул Марка за одежду, прервал его блаженное мечтательное состояние и, покрутив пальцем у виска, спросил: «Марк, что с тобой? Здоров ли ты?»
В ответ на эту неожиданную реплику Марк, все так же продолжая шествие, со всей серьезностью убедительно воскликнул: «Ты что, не понимаешь, я ведь русский, русский я!»
Иерусалимский синдром
Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон Агриков, ныне уже покойный, в своей замечательной книге «У Троицы окрыленные», рассматривая различные судьбы верующих людей, писал, в частности, о том, что духовная жизнь сугубо опасна. Почему известный старец сделал такой странный, на первый взгляд, вывод? Опасность заключается в том, что человек, часто неосознанно, может сойти с правильного духовного пути или вообще «заблудиться» в Богоискательстве, в попытке найти ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия: о смысле жизни и где искать настоящую правду?
Плоды таких «поисков» достаточно хорошо известны. В мире существует множество религиозных направлений и неисчислимое количество сект различного толка. Увлекаясь ложной духовностью, люди не только не находят спасение души, но, наоборот, еще больше отходят от Бога, становятся в той или иной мере психически неполноценными, потенциальными и реальными пациентами психиатрических лечебниц.
В Иерусалиме бытует мнение, что во Святом Граде как-то особенно проявляется духовное и душевное неблагополучие человека, склонность к галлюцинациям и душевным болезням.
По мнению местных жителей, здешние психбольницы не имеют недостатка в пациентах, среди которых немало и паломников из стран Запада и Востока.
Как нам рассказали, с некоторыми приезжими случается здесь некая метаморфоза: обычные, на первый взгляд, люди неожиданно становятся «пророками», «апостолами», «ясновидящими», «основателями новых религий» и т. п. и, в конечном итоге, находят пристанище в приютах для душевнобольных.
Такое явление получило название «Иерусалимский синдром».
Не хочу этот «диагноз» подвергать какому-либо сомнению или обсуждению. Из личных наблюдений могу засвидетельствовать только то, что нам, в частности, неоднократно встречалась одна американка или англичанка с явными признаками похожей болезни.
Вышеназванное, слава Богу, не имеет отношения к нашим соотечественникам, приезжающим, как правило, в составе паломнических групп, где все достаточно строго контролируется.
Продолжение следует.