Найти тему
5,4K подписчиков

На Святой Земле (продолжение)

Из моих паломнических заметок 7 Иерусалимская элегия Хочу завершить рассказ о нашем иерусалимском знакомом небольшим лирическим отступлением.

Из моих паломнических заметок

7

Иерусалимская элегия

Хочу завершить рассказ о нашем иерусалимском знакомом небольшим лирическим отступлением.

Каждый год в Иерусалиме происходит маленькое природное чудо: в один из зимних дней выпадает довольно приличный снег, который к следующему утру полностью тает. Это бывает только один раз в году. В этот день в Иерусалим из Тель-Авива и других ближайших городков и мест приезжает много народа с детьми; все радуются, играют в снежки, фотографируются…

Марк с гордостью поведал нам о том, что он однажды совершил в такой день.

Увидев чудесный белый снег, он вдруг почувствовал в этом природном явлении что-то необыкновенно родное и близкое и всеми фибрами души ощутил, что он именно русский. (Марк – еврей из Баку, где прошли его детство и юность… ). Случилось, как он уверяет, нечто трансцендентальное. В необыкновенном душевном умилении и восторге он снял обувь, засучил штаны и пошел босиком по нежнейшему иерусалимскому снегу.

Он шел с гордо поднятой головой, не обращая ни на кого внимания, мысленно пребывая где-то в далекой России.

Прохожие с улыбками провожали взглядами странного босоногого человека.

Кто-то из знакомых дернул Марка за одежду, прервал его блаженное мечтательное состояние и, покрутив пальцем у виска, спросил: «Марк, что с тобой? Здоров ли ты?»

В ответ на эту неожиданную реплику Марк, все так же продолжая шествие, со всей серьезностью убедительно воскликнул: «Ты что, не понимаешь, я ведь русский, русский я!»

Коптский монах
Коптский монах

Иерусалимский синдром

Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон Агриков, ныне уже покойный, в своей замечательной книге «У Троицы окрыленные», рассматривая различные судьбы верующих людей, писал, в частности, о том, что духовная жизнь сугубо опасна. Почему известный старец сделал такой странный, на первый взгляд, вывод? Опасность заключается в том, что человек, часто неосознанно, может сойти с правильного духовного пути или вообще «заблудиться» в Богоискательстве, в попытке найти ответы на важнейшие вопросы человеческого бытия: о смысле жизни и где искать настоящую правду?

Плоды таких «поисков» достаточно хорошо известны. В мире существует множество религиозных направлений и неисчислимое количество сект различного толка. Увлекаясь ложной духовностью, люди не только не находят спасение души, но, наоборот, еще больше отходят от Бога, становятся в той или иной мере психически неполноценными, потенциальными и реальными пациентами психиатрических лечебниц.

В Иерусалиме бытует мнение, что во Святом Граде как-то особенно проявляется духовное и душевное неблагополучие человека, склонность к галлюцинациям и душевным болезням.

По мнению местных жителей, здешние психбольницы не имеют недостатка в пациентах, среди которых немало и паломников из стран Запада и Востока.

Как нам рассказали, с некоторыми приезжими случается здесь некая метаморфоза: обычные, на первый взгляд, люди неожиданно становятся «пророками», «апостолами», «ясновидящими», «основателями новых религий» и т. п. и, в конечном итоге, находят пристанище в приютах для душевнобольных.

Такое явление получило название «Иерусалимский синдром».

Не хочу этот «диагноз» подвергать какому-либо сомнению или обсуждению. Из личных наблюдений могу засвидетельствовать только то, что нам, в частности, неоднократно встречалась одна американка или англичанка с явными признаками похожей болезни.

Вышеназванное, слава Богу, не имеет отношения к нашим соотечественникам, приезжающим, как правило, в составе паломнических групп, где все достаточно строго контролируется.

Автографы крестоносцев в храме Гроба Господня
Автографы крестоносцев в храме Гроба Господня

Продолжение следует.