Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Футбол – это как пазл, все должно сложиться, чтобы был результат – Сервер Джепаров

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Прославленный футболист, рекордсмен сборной Узбекистана по количеству проведенных матчей, один из лучших игроков в истории нашей страны Сервер Джепаров – ныне тренер. Уже в процессе подготовки к интервью стало известно о его отставке с поста наставника столичного "Локомотива". Об этом, а также о том, что мешает развитию футбола в Узбекистане и многом другом мы поговорили с Сервером Решатовичем.

– Не могу не начать с новостей последних дней. Вы отправлены в отставку с поста главного тренера ФК "Локомотив". Вы отмечали, что это стало для вас неожиданностью. В чем причины такого серьезного решения, на ваш взгляд? Не было ли оно преждевременным?

– Честно говоря, я думал, что мне дадут доработать до конца. Нам ведь были поставлены определенные задачи, которые я рассчитывал выполнить. Поэтому для меня такое решение было неожиданным. С другой стороны, можно понять и руководство клуба: люди рассчитывали на то, что команда будет выигрывать. И я сам, естественно, ставил задачу побеждать и выходить из той ситуации, в которой мы оказались. Но из шести игр получилось лишь две игры сыграть вничью, в остальных — потерпели поражения.

– Насколько на ситуацию и вообще на потенциальный успех "Локо" повлиял инцидент с Кахи Махарадзе и тем, что тот участвовал в договорных матчах?

– Когда еще только были переговоры по поводу моего назначения, говорили о том, что надо будет дать какой-то эмоциональный толчок игрокам, что-то поменять. У меня, все-таки, в футболе есть имя, планировалось, что ребята пойдут за мной, хотелось придать им уверенности, добавить победного духа. И в первой игре с "Насафом" все это было, уверенность пришла. Но после этого стало известно о ситуации с Махарадзе. И все – настрой сбился, мысли игроков, конечно, стали заняты другим. Тем более, когда их вызывали по поводу этого дела, допрашивали… Эмоциональный фон команды вновь оказался сбит. Поэтому – да, именно этот эпизод повлиял очень сильно на дальнейшую мотивацию игроков.

– Многих из команды допрашивали вообще по этому делу?

– И меня вызывали, и главного тренера, который был до меня (Денис Коростиченко – прим. редакции), и 5-6 игроков. Писали объяснительные, отвечали на вопросы, все в этом роде.

– Что из задуманного не удалось осуществить вам как тренеру? Что не получилось?

– Конечно, в первую очередь не удалось достичь нужного результата в плане побед, набранных очков. Что же касается моих тренерских задач, главной из них было научить ребят играть в футбол так, как я его вижу. Имею в виду детали: от правильного расположения корпуса вплоть до командных действий. Все это влияет в итоге на результат. Но за полтора месяца научить этому невозможно.

– Что дальше? Есть ли уже какие-то планы, или может быть, даже договоренности с какой-нибудь командой?

– Пока планов и предложений нет. Хочу сказать, что все-таки взять команду в таком непростом состоянии – это огромный опыт для меня. Поэтому пока анализирую, делаю заметки, чтобы двигаться дальше.

– Вы были тренером "Локо", до этого возглавляли юношескую сборную Ю-15. Легко ли дался переход с позиции игрока на тренерскую должность?

– Конечно, поиграть еще какое-то время хотелось, но, допустим, когда ты становишься уже главным тренером, то, ты, как говорится, должен в себе «убить игрока». Я считаю, что мне это удалось. Поэтому этот переход длился недолго.

– Как обучались тренерскому ремеслу?

– После завершения карьеры отучился на лицензии А и PRO, также оканчивал курсы скаута, аналитика, управленца. Ездил на стажировки, например, к таким специалистам, как Леонид Слуцкий, Курбан Бердыев, Владимир Федотов.

– Интересная тема затронута. Как осуществляются поездки на стажировки? За счет личных средств?

– В основном, да, за свои средства. Или если есть спонсор, или за счет клуба тоже можно поехать. Главное, чтобы были возможности и желание. Многие зарубежные команды готовы делиться опытом.

– Как вы восприняли этот вызов, когда поступило предложение возглавить "Локо"?

– Я решил, что я готов к этому. Когда поступают такие предложения, нужно браться, несмотря ни на что. Я не боюсь набираться опыта, не боюсь трудностей. Поэтому согласился. Не зря ведь я столько ездил, обучался тренерскому делу. Пришло время использовать это на практике.

– Как ведется селекция игроков в Узбекистане сейчас? Скаутинг молодых талантов развивается?

– Знаете, недавно был на лекции российской компании, которая занимается скаутингом. Там в общении анализировали ситуацию в этой сфере в РФ и в Узбекистане. Пришли к выводу, что ситуация, которая складывается в Узбекистане сейчас, была в России 5-6 лет назад. У нас скаутинг вообще не развит. Аналитиков тоже не очень много. Работа скаута должна вестись. Но ее как таковой нет.

– В клубах нет должности скаута?

– Вот именно, что должности есть: сейчас АФУ определила то, что скауты при клубах должны быть. Но нет самих специалистов. Их нужно растить, обучать тому, как отбирать игроков, есть определенные параметры, таблицы. Что касается детско-юношеского футбола – мы выстроили систему, по которой отбирали игроков. Я применял знания, полученные на курсах. Что сейчас с селекцией в юношеском футболе, после моего ухода – не могу сказать. Надеюсь, работа продолжается.  Отбор талантов должен вестись постоянно.

– Вы рекордсмен сборной Узбекистана по количеству матчей, многократный чемпион страны, чемпион Саудовской Аравии, Южной Кореи. Простой парень из Чирчика прошел такой славный спортивный путь. Помимо чисто футбольных качеств, что нужно воспитать в себе, чтобы построить успешную карьеру?

– Нужно, в первую очередь, уметь справляться с трудностями. Футбол – это всегда травмы, борьба с соперниками, с собой, иногда с тренерской позицией. Бывают тяжелые моменты. Некоторые игроки на этом фоне бросают футбол. У меня тоже были сложные моменты. Я не останавливался, терпел, работал… Не зря говорят: "Всё, что нас не убивает – делает сильнее".

– Отмененный из-за судейской ошибки матч нашей сборной с Бахрейном в 2005 году. Помните свои эмоции после него? И как вы считаете, это действительно был последний реальный шанс для нашей команды пробиться на чемпионат мира?

– Это был шок для всех. Для команды, тренеров, болельщиков, для всего Узбекистана. Впервые в жизни видел, что пенальти не дали перебить, а просто отменили. После этого мы полетели на ответную игру в Бахрейн, и там уже решался вопрос: играть этот ответный матч, или же возвращаться в Ташкент и переигрывать первый.

Мнения тренерского штаба и руководителей разошлись. В итоге решено было все-таки отменить результат и переиграть встречу. Было очень тяжело. Мы летим туда, потом обратно, пришлось заново готовиться к игре, быстро перестраиваться, был ряд других моментов… В итоге получилось так, как получилось. Что касается шансов на попадание на ЧМ, то считаю, что в 2014 и 2018 тоже были реальные шансы на выход. Опять же, эпизод в 2005 году, думаю, сделал нас намного сильнее. И в 2014 году мы уже реально были в шаге от чемпионата мира, могли выйти напрямую из группы, а не через стыковые матчи.

– Продолжая тему судейства. Как сейчас с ним обстоит дело в чемпионате Узбекистана?

– Вы сами видите, сейчас в помощь судьям есть система VAR. И, если VAR на игре нет, судьи иногда начинают что-то "придумывать". Я считаю, VAR нужен везде – без этой системы мы видим, что происходит. Опять же, я не хочу всех судей мазать одной краской. Всё индивидуально. Но мое мнение такое – вот у судьи есть заработная плата. И если ты за игру, в которой ошибся, получаешь еще и премиальные, бонусы, это несправедливо.

– Не специалисты, конечно, говоря о судьях, называют сразу имя Равшана Ирматова. От чего зависит появление его талантливых последователей в нашей стране?

– Зная Равшана Сайфиддиновича лично, расскажу один эпизод. Мы с ним получали вместе награды в Шанхае. Ему вручали награду лучшего судьи Азии, мне – лучшего игрока. И он даже там постоянно работал. В любую свободную минуту разбирал досконально моменты по видео. Это профессионал до мозга костей. И вот результат – он в топе лучших судей не только Азии, но и мира. Поэтому появление таких же судей топ-уровня зависит только от них самих и от их усердной работы. Если так же трудиться, быть преданным своему делу – то возможно все.

–  И говоря шире. Наш футбол сейчас не на самых почетных позициях.  Что мешает ему развиваться? Коррупция? Недостаток финансов? Нехватка специалистов?

– Все эти причины в комплексе. Коррупция – возможно, утверждать не буду. Недостаток финансов – да, он играет, наверное, главную роль. Вы видите инфраструктуру наших команд. Они играют не на своих полях – своих зачастую нет. Академии есть не везде. Одно игровое поле и два тренировочных – это обязательно должно быть у клуба. Как и одиннадцать человек в тренерском штабе. Селекционер, аналитик, пять помощников — обязательно. Вот это организация. Футбол – это как пазл. Все должно сложиться, чтобы был результат. Должны быть медицина, инфраструктура, питание – без этого ничего не будет.

– Футбол Узбекистане в более глобальном плане, в каком направлении он сейчас двигается? А в каком – стоило бы (на ваш взгляд)?

– Знаете, то, что делается сейчас – допустим, не допускаются к участию клубы без стадионов, их заставляют строить поля – и другие меры, позволяют говорить с осторожным оптимизмом. Я думаю, мы движемся в правильном направлении. Не знаю, может быть за последнее время еще есть какие-то изменения, введенные федерацией – не в курсе. Но нужно время. Главное терпение и желание улучшать.

– Что из вашего зарубежного опыта можете подметить, в плане того, что есть "у них", чего не хватает "у нас"?

– В первую очередь – повторюсь – надо наладить организацию процесса. Обязательно должен быть укомплектован штаб. Физиотерапевты, массажисты, доктора, диетологи – нужна медицина. Ультразвук, физиотерапия, тейпирование, icebag, бассейны – все для быстрого восстановления игроков. У некоторых клубов нет даже тренажерного зала. Плюс грамотно выстроенный тренировочный процесс. Это, возможно, банально, но это необходимо. И, конечно, технологии.

Видел недавно игру "Ромы" – момент только секунду назад произошел, Жозе Моуринью уже просматривает его на планшете. Раньше, чем судья на VAR посмотрит. Когда я играл в Корее, все это уже там было – пульсометры, технологии, отличные поля и т. д. Сейчас они еще прибавили в оснащении. Нам, конечно, надо много нагонять, и, естественно, это все требует финансов, работы по их привлечению, возможно, каких-то реформ.

– Подытоживая. Виден ли "свет в конце туннеля" и надежда на яркое будущее? Ведь наши молодежные команды традиционно выступают очень неплохо. В чем же происходит "загвоздка" на взрослом уровне?

– Отвечая на второй вопрос: думаю, что эти ребята, переходя во взрослый футбол, начинают получать деньги. И считают, раз появились квартира, машина – то все. Потолок. Он мечтал о машине, как она появилась, у него мотивация пропадает. Так не должно быть. Нужно меняться ментально. Мечтать надо не о материальных благах, а об улучшении спортивных достижений. Игрок в первую очередь должен посвящать себя футболу. Но, опять же, зависит и от инфраструктуры клуба, от того, на каком уровне все устроено.

Молодые ребята выезжают на зарубежные турниры, видят хорошие поля, инфраструктуру – это их мотивирует. Но мотивация должна быть здесь, на Родине. А для этого нужно улучшать условия. Нужно выстроить от А до Я хорошую систему. В футболе мелочей не бывает. Если все те ошибки, которые были до этого, исправить, то, думаю ребята могут добиться многого.

Сегодня у сборной хороший состав, хороший тренер. И надежда на яркое будущее у нашего футбола есть.

Никита Емельянов

Держи новости при себе: подпишись на Телеграм-канал Podrobno.uz