Найти в Дзене
Один Век Назад

Из чего состояли танковые дивизии СССР в 1939-1945 годы (лëгкие танки)

Танковая мощь Советского союза на период ВОВ росла и улучшалась всеми возможными способами, ведь враг силëн и кто бы отказался от железных монстров, которые идут в бой. В этой части расскажу о лëгких танках участвующих в Великой Отечественной войне. БТ-7 В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, танковое конструкторское бюро («отдел 520») Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Т-50 Информация о боевом применении Т-50 является фрагментарной, поскольку архивные фронтовые документы содержат мало сведений об этом вопросе. Также из-за мелкосерийного выпуска неизвестны и прямые отзывы о танке воевавших на нём солдат. Однако в своём письме коллективу завода № 174, датированном июлем 1941 года, начальник ГБТУ РККА Я. Н. Федоренко дал следующую оценку Т-50[22]: Ваш новый танк чрезвычайно нужен на фронте. Он безотказен, малозаметен, прекрасно заброн
Оглавление

Танковая мощь Советского союза на период ВОВ росла и улучшалась всеми возможными способами, ведь враг силëн и кто бы отказался от железных монстров, которые идут в бой. В этой части расскажу о лëгких танках участвующих в Великой Отечественной войне.

БТ-7

  • Советский колёсно-гусеничный легкий танк периода 1930-1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение БТ-7 аналогично танку БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего произведено 5763 единиц

В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, танковое конструкторское бюро («отдел 520») Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников.

  • По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем М-5), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Фирсова, Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября 1934 года.
  • Боевое крещение получила на границе Маньчжурии. А именно Боевое крещение БТ-7 получил в боях у озера Хасан в августе 1938 года во 2-й механизированной бригаде (мбр), в разведывательном батальоне которой были и танки БТ-7, участвовавшие в разгроме японцев у сопки Заозёрная. По прибытии в район боевых действий 2-я мбр, входившая в состав 39-го стрелкового корпуса, получила задачу поддержать атаку 40-й и 32-й сд. Основную же тяжесть боев у озера Хасан вынесли танки Т-26. Из 19 участвовавших в боях БТ-7, 5 было подбито и 1 БТ-7 артиллерийский сгорел (заводской № 0189-1)
  • Так же танк массово учавствовал в боях во время Великой Отечественной войны. Но из-за слабого бронирования легко уничтожался танками Германии. Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Использовались и в тылу, для обучения экипажей.

Т-50

-2

  • Советский лёгкий танк периода Великой Отечественной войны. Разработан в 1941 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством Л. С. Троянова на базе лёгкого танка Т-126 (СП) (который в свою очередь был разработан на заводе №185 под руководством С. А. Гинзбурга). Также в его создании принимал активное участие конструктор И. С. Бушнев.
  • Данный танк является модернизацией другого советского танка "Т-26". В конструкторском бюро высказывались на счëт слабой брони и малой скорости, что делало танк не боеспособным по сравнению с танками других стран.

Информация о боевом применении Т-50 является фрагментарной, поскольку архивные фронтовые документы содержат мало сведений об этом вопросе. Также из-за мелкосерийного выпуска неизвестны и прямые отзывы о танке воевавших на нём солдат. Однако в своём письме коллективу завода № 174, датированном июлем 1941 года, начальник ГБТУ РККА Я. Н. Федоренко дал следующую оценку Т-50[22]:

Ваш новый танк чрезвычайно нужен на фронте. Он безотказен, малозаметен, прекрасно забронирован, имеет прекрасную проходимость и подвижность. Командование Красной Армии просит вас приложить все силы для всемерного форсирования выпуска танков фронту…

Большая часть выпущенных танков оказалась на северо-западном участке фронта — недалеко от завода-изготовителя в Ленинграде. На Ленинградском фронте воевало более 40 танков Т-50. 10 танков этого типа было в 1-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса (из них к 1 октября 1941 года было потеряно 6 машин), 3 — во 2-й дивизии народного ополчения, 15 танков — в 84-м и 8 в 86-м отдельных танковых батальонах и 3 — в танковом полку ЛБТКУКС. Один Т-50 имелся в составе 2-го танкового полка 7-й армии на петрозаводском направлении, участвовавшей в боях с финской армией (потерян 24 июля 1941 года). В небольшом количестве Т-50 продолжали воевать на Ленинградском фронте и в последующие годы, последняя машина была потеряна в сентябре 1943 года. Башни Т-50 использовались при строительстве укреплений под Ленинградом.

Также известно о применении Т-50 под Москвой — в 1941 году в составе 150-й танковой бригады Брянского фронта имелось 8 Т-50, ещё один такой танк вошел в состав 22-й танковой бригады Западного фронта.

27 танков Т-50, как ленинградского, так и чкаловского выпуска, вошли в состав 488-го отдельного танкового батальона, переброшенного на Закавказский фронт. В октябре 1942 — январе 1943 года батальон активно участвовал в боях на Северном Кавказе. К 1 февраля 1943 года батальон исправной матчасти не имел и вскоре убыл на переформирование.

  • Один Т-50 был захвачен финскими войсками и использовался до конца войны (с усиленным бронированием). После войны этот танк эксплуатировался в финской армии до 1954 года.

Т-60

-3

  • Советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5720 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. В число выпущенных танков также входят и шасси, переданные под установку БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии, до настоящего времени сохранилось шесть[4] подобных танков в музеях России и Финляндии.
  • Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска даже относительно несложного по конструкции танка Т-40, а производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу. Согласно каноническому варианту, построенный первый опытный образец нового танка под заводским обозначением 0-60 уже на следующий день был продемонстрирован народному комиссару танковой промышленности В. А. Малышеву, и он был прототипом серийных Т-60.

Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву и заканчивая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Особенно была велика роль Т-60 при обороне Москвы — вследствие катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов уровень выпуска средних и тяжёлых танков резко упал, не покрывая даже самой минимальной потребности РККА в этих боевых машинах. Как результат, они замещались более лёгкими «шестидесятками». В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошло 48 взятых из резерва Т-60. После парада они были сразу направлены на фронт. 13 декабря 1941 года, уже после начала контрнаступления советских войск, первые Т-60, выпущенные в Горьком, приняли участие в боях под Москвой. В ходе кампании 1942 года Т-60 использовались на всех фронтах, начиная от блокадного Ленинграда и заканчивая потерянным Крымом.