Найти тему

Атлас Байкала Федора Дриженко

До сих пор капитаны судов на Байкале пользуются «Атласом», составленным Гидрографической экспедицией озера под руководством Федора Кирилловича Дриженко. Может показаться невероятным, но гидрографическая экспедиция Дриженко проходила в период с 1896 по 1902 годы, то есть 120 лет назад!

Федор Кириллович родился 4 мая 1858 года в Екатеринославле (ныне Днепр, Украина). В 15 лет был зачислен в Санкт-Петербургское морское училище. По традиции воспитанники училища отправляются в кругосветное путешествие – свое первое морское крещение. Однако Русско-турецкая война заставила круто изменить планы, и Федор вместе с другими выпускниками отправились в морской поход на броненосце «Петр Великий». В 1884 году Федора Дриженко зачислили в качестве слушателя Николаевской морской академии. Академия располагала тремя отделениями: кораблестроительным, механическим и гидрографическим. Федор Дриженко выбрал гидрографию. Академия претерпела много изменений, но существует и поныне. С 2008 года она называется «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Первым самостоятельным проектом Дриженко стало Онежское озеро, экспедицию по промеру глубин которого он возглавлял с 1891 по 1894 годы. После этого мореплавателя командировали в Сибирь, на Байкал. Необходимость в гидрографических исследованиях возникла перед строительством Байкальской паромной переправы, ставшей важным звеном недостроенной на тот момент «золотой пряжки Трассиба».

Официально проект назывался «Гидрографическая экспедиция Байкальского озера». За шесть сезонов (работали с апреля по ноябрь) было обследовано 3900 верст побережья, шлюпочным и судовым промером пройдено более 9 тыс. верст, измерено 274 тыс. глубин! Даже 120 лет спустя экспедиция Дриженко является самой крупной и длительной на Байкале.

Ученые составили морские навигационные карты и атлас озера Байкал, лоцию озера с описанием физико-географических условий плавания, атлас Верхней Ангары, атлас волока до Бодайбо. Многими данными капитаны пользуются до сих пор. Еще одна заслуга Дриженко состоит в установке на байкальском побережье маяков. В их необходимости Федор Кириллович убедился, как только предпринял дебютный ночной переход по озеру.

Первый байкальский маяк был зажжен 29 июня 1899 года близ Голоустного.

Следом маяки появились на мысе Большая Колокольня в бухте Песчаная, на мысе Кобылья Голова (Малое море), на мысе Тонком, Большом Ушканьем острове. Всего в период работы экспедиции было зажжено 10 маяков, спасших за долгие годы многие жизни.

Гидрографическая экспедиция получила признание даже в Европе, в 1900 году работы Федора Дриженко получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Следующая экспедиция на Байкале состоялась лишь 70 лет спустя и продолжалась семь лет – с 1979 по 1986 годы.