До сих пор капитаны судов на Байкале пользуются «Атласом», составленным Гидрографической экспедицией озера под руководством Федора Кирилловича Дриженко. Может показаться невероятным, но гидрографическая экспедиция Дриженко проходила в период с 1896 по 1902 годы, то есть 120 лет назад!
Федор Кириллович родился 4 мая 1858 года в Екатеринославле (ныне Днепр, Украина). В 15 лет был зачислен в Санкт-Петербургское морское училище. По традиции воспитанники училища отправляются в кругосветное путешествие – свое первое морское крещение. Однако Русско-турецкая война заставила круто изменить планы, и Федор вместе с другими выпускниками отправились в морской поход на броненосце «Петр Великий». В 1884 году Федора Дриженко зачислили в качестве слушателя Николаевской морской академии. Академия располагала тремя отделениями: кораблестроительным, механическим и гидрографическим. Федор Дриженко выбрал гидрографию. Академия претерпела много изменений, но существует и поныне. С 2008 года она называется «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Первым самостоятельным проектом Дриженко стало Онежское озеро, экспедицию по промеру глубин которого он возглавлял с 1891 по 1894 годы. После этого мореплавателя командировали в Сибирь, на Байкал. Необходимость в гидрографических исследованиях возникла перед строительством Байкальской паромной переправы, ставшей важным звеном недостроенной на тот момент «золотой пряжки Трассиба».
Официально проект назывался «Гидрографическая экспедиция Байкальского озера». За шесть сезонов (работали с апреля по ноябрь) было обследовано 3900 верст побережья, шлюпочным и судовым промером пройдено более 9 тыс. верст, измерено 274 тыс. глубин! Даже 120 лет спустя экспедиция Дриженко является самой крупной и длительной на Байкале.
Ученые составили морские навигационные карты и атлас озера Байкал, лоцию озера с описанием физико-географических условий плавания, атлас Верхней Ангары, атлас волока до Бодайбо. Многими данными капитаны пользуются до сих пор. Еще одна заслуга Дриженко состоит в установке на байкальском побережье маяков. В их необходимости Федор Кириллович убедился, как только предпринял дебютный ночной переход по озеру.
Первый байкальский маяк был зажжен 29 июня 1899 года близ Голоустного.
Следом маяки появились на мысе Большая Колокольня в бухте Песчаная, на мысе Кобылья Голова (Малое море), на мысе Тонком, Большом Ушканьем острове. Всего в период работы экспедиции было зажжено 10 маяков, спасших за долгие годы многие жизни.
Гидрографическая экспедиция получила признание даже в Европе, в 1900 году работы Федора Дриженко получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Следующая экспедиция на Байкале состоялась лишь 70 лет спустя и продолжалась семь лет – с 1979 по 1986 годы.