1. В своем видео-канале я размещал результаты опроса людей на улице. Темой опроса была культура. Что это такое? В чём она выражается и чего ожидать от современного молодого поколения? Респонденты делились своими мыслями очень активно и высказывали весьма позитивные прогнозы на будущее нашей культуры, за что выражаю им безмерную благодарность. Они верят, что у нас есть большие перспективы в сохранении и развитии наших культурных ценностей.
Но речь идёт не только об искусстве, языке, этикете и манерах, но и о человечности, об искреннем уважении друг к другу; о культе самостоятельной личности, для которой съесть бургер, уткнувшись в телефон, не главная цель в жизни. И это процветающее культурное будущее невозможно без самих культурных людей, без воспитанных людей. Само собой не обойтись без вопроса: а откуда же им появиться, этим людям? Да. Несмотря на то, что где-то и кем-то снимаются хорошие фильмы; где-то и кем-то создаются шедевры музыкального творчества, пишутся картины, и поднимаются темы о развитии духовных ценностей, о ЦЕННОСТИ взаимосогласия и дружбы, однако, популяризированным контентом на сегодняшний день является примитивная музыка, коммерческое кино и шлак из соцсетей. Как говорится, что бы ты гениальное не создал, а голая жопа всё равно заслужит внимания больше.
Возможно, то, что я буду анализировать в этой статье не является для большинства какой-то загадкой, а совершенной очевидностью, и кто-то до меня об этом допёр в лет пятнадцать. А ещё я не буду никому пытаться понравиться, так что готовьтесь наткнуться на неприятные умозаключения.
Будет понятен ход моих мыслей, если я начну издалека. Так вот. Совсем ясно, что не все вещи, которыми мы, люди себя окружили, имеют практическое назначение. Некоторые существуют не для того чтобы извлекать из них хозяйственную и материальную пользу, а скажем, чтобы получать эстетическое наслаждение, выражать какой-то символ или просто для развлечения. Например, всякие крутые фигурки персонажей из кино и мультфильмов, собачки с покачивающимися головами, украшения, диплом об окончании ВУЗа, значки, картины. Значит ли это, что без этих вещей мы бы могли спокойно обойтись? Однозначный ответ да. Возможно ли научиться обходиться без вещей УПРОЩАЮЩИХ нашу жизнь? Ну, например, если мы соберёмся отказаться от автоматов для приготовления кофе, мультиварок, посудомоек, или чесалки для спины, то, мне хочется верить, что это окажется не слишком тяжёлым испытанием.
Список жизненно-необходимых вещей на самом деле не такой длинный, как мы бы с вами могли себе представить. Ну, реально, раньше же этого не было и как-то обходились.
Да. Сегодня нам повезло. Прогресс, безусловно, совершенствует наш быт, и жить в двадцать первом веке это очень интересно и круто. Индустрия предоставляет всё сложные гаджеты; эпоха робототехники уже давно постучалась в дверь, переступила порог и восседает на диване в нашей гостиной; одной голосовой командой мы можем управлять домом. Ну, не сказка ли? У всех смартфоны и теперь чтобы посмотреть порно, необязательно идти в видеопрокат или подглядывать за соседями; а за материалом для доклада тащиться в библиотеку; также можно не ходить в магазин, потому что всё доставит курьер. Можно заиметь друзей по всему свету, и ни разу с ними так и не увидеться. Писать книги стало проще: не надо выводить каждую буковку на печатной машинке, а потом из-за одной случайной оплошности перепечатывать весь лист заново. Вместо тяжелого магнитофона с кучей кассет, или, если будет угодно, с километрами катушек, у нас MP3. А пэйджерами сейчас вообще никто не пользуется. И таких примеров бесконечно много.
Но не только вещи были затронуты тенденцией устаревания и замены на новое, но и образ жизни, коммуникативная среда, сферы социума и, соответственно, значение, которое мы придаём всему этому, иными словами, те самые моральные ценности.
Поэтому, вдруг, стало наблюдаться и такое явление, при котором люди начали считать, что и этикет сегодня устарел и без таких поведенческих норм как приличия, мы тоже можем обойтись. Лично я считаю катализаторами такого явления сферу обслуживания и интернет. Судите сами. Сфера обслуживания прогибается под клиента, даже если он десять тысяч раз не прав. Сотрудник какого-нибудь ресторана из-за боязни потерять работу, получить штраф, или испортить репутацию организации не имеет права возражать клиенту ни при каких условиях, даже если его, беднягу, откровенно послали нахуй. Постепенно это становится нормой. И эту норму назвали клиентоориентированностью. Потребитель уже привыкает, что ему везде и всегда подтирают задницу, и воспринимает это как само собой разумеющееся, что ввиду малодушия, так ПРИСУЩЕГО людям, не может не сказаться на его поведении. Можно нахамить и нагрубить без всяких последствий ― кто от такого откажется? Как дети, которых если хорошенько не выпороть ремнём, то они так и будут вредничать и капризничать. И, если кто-то из вас, дорогие читатели, сможет меня убедить в обратном, то я буду только рад. Напишите об этом в комментариях. Ну, и о том, как вы воспитываете своих сорванцов.
Интернет, в свою очередь, позволяет не нести ответственность за выраженную позицию, оскорбительные комментарии, и даже высказывания, содержащие в себе характер травли. Вот здесь-то как раз каждый и проявляет свою истинную сущность.
И получается так: мол, что хочу, то и говорю, и ничего мне за это не будет. Выходит, что быть приличным и воспитанным человеком можно теперь только из-под палки? Или всегда так было? Можете написать в комментариях, что вы думаете и по этому поводу.
Определения морали и нравственности как одобренные и общепринятые всеми поголовно так и не выявлены. Ну, по крайней мере, я так считаю. Ведь, спорить можно бесконечно. Кто-то назовёт секс между двумя мужчинами аморальным и неприемлемым, считая нормальным и приемлемым секс между двумя женщинами; кого-то выведут из себя оба варианта; а кто-то и вовсе отнесётся к этому равнодушно. Найдутся люди, возмущённые использованием религиозных мотивов в юмористическом ключе, но тут же появятся и те, кто скажет, что нужно ко всему относиться проще. Безграмотность для некоторых вопиющая форма невежества и безнравственности, а для кого-то и так сойдёт, ведь настоящие добродетели заключаются не в этом. Философии Аристотеля, Эпикура, Диогена, Канта и других смотрят на мораль и нравственность под разными углами. И каждая из них достойна внимания. Невозможно сократить до одного или хотя бы до двух предложений принципы и основы их философий, чтобы передать весь смысл и избежать дополнительных вопросов. Но можно сказать так, что Аристотель связывал нравственность с наличием разума и в достижении счастья; Эпикур возводил в основу получение удовольствий и наслаждений; по Канту нравственность должна быть целью, а не средством, а Диоген вообще сказал, не загораживать ему солнце.
Но стремление к удовольствию не всегда направляет человека к правильной жизни. Желая жить приятно, вряд ли он будет жить достойно.
Разумный человек иногда поступает хуже дикого зверя.
А если ради благородной цели нужно смешать всё с грязью, как быть тогда?
И так по кругу до бесконечности. В конце концов, все трактовки и размышления я решил оставить философам, и проследить путь и причины зарождения и развития человека культурного с начала времён.
2. Все мы знаем, что воздействие окружающего мира на человека весьма велико. Мир ― большой, сложно устроен; человек ― мал, слаб, наивен, иногда глуп. Мир устроен по принципу «хочешь жить – умей вертеться», и игнорирование такого закона чревато легко предсказуемыми последствиями. Тут же стоит отметить, что миру нет до человека абсолютно никакого дела, он может прекрасно обойтись без этого бездаря, нагло потребляющего его ресурсы, а вот человек, со своими потребностями кушать, спать в тепле, и заниматься всякой дичью в онлайн-эфирах увы, – нет.
Тем не менее, в любом случае, наш брат тоже не пальцем деланный, и, после того как совершает апгрейд мозгов начинает осознавать, что если ему с другими чуваками объединиться и делать всё вместе, то шансы на выживание в условиях дикой непредсказуемой природы как бы многократно повышаются. Отсюда, согласованность взаимного существования начинает влиять на жизнь отдельного индивида. Он уже не только пользуется необходимыми средствами для собственного выживания, но и вносит свой вклад в пользу общества, соблюдая, при этом, общие правила поведения, которые сдерживают биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода. Поэтому в поведении человека всё большую роль начинает играть его духовная составляющая, которая регулируется нравственностью и некоторыми религиозными нормами. Его поступки получают оценку с позиций добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости. Человек начинает осознавать, что подлинное благополучие наступает не тогда, когда он удовлетворяет свою физиологическую потребность, а тогда, когда он живёт в полной гармонии с окружающими. То есть, человек не просто так взял и написал правила. Они появились в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного взаимодействия для решения общих задач, и для более эффективной хозяйственной деятельности.
Говоря иначе, если каждый будет делать то, что ему взбредёт в голову, то пользы от этого много не будет. Зачем нужно ругаться друг с другом, и в одиночку разбегаться по неизведанным и опасным местам, когда каждый получает выгоду от союза? Здесь тебе и горячий очаг, здесь ты сыт и в безопасности, здесь на случай чего есть помощь, а в обмен на эти все ништяки нужно-то всего лишь уважать окружающих и придерживаться общих правил. А наиболее действенные методы регулирования отношений, становясь привычными в результате их многократного использования в течение длительного времени превращаются в известные нам понятия обрядов и обычаев, которые имеют наряду с символическим, в первую очередь, практическое предназначение. Как, например, инициации для становления мальчика мужчиной. У ацтеков, только представьте, мальчик должен был убить вражеского воина, а в Кении —расправиться со львом. Спартанского ребёнка по достижении десяти лет на целый месяц отправляли в пустыню, не давая ему ничего кроме копья и одеяла, и если он возвращался домой не раньше месяца, то тогда полноправно становился мужчиной. Кто-то скажет: дико. Да. Но такие испытания служили выявлением характера человека и его подготовкой к взрослой и самостоятельной жизни в суровом и беспощадном мире.
То же самое касается и табу. Что такое табу?
Табу — это строжайший запрет, который берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны общественной деятельности, быта и личной жизни людей. Табу оберегает важных лиц — вождей, старейшин, шаманов, священников и слабых — детей и женщин от опасности, связанной, например, с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. Под его охраной также роды, посвящение во взрослую жизнь, сексуальная жизнь, личная и общественная собственность и т. п. Люди верили, что если они нарушат табу, то умрут. Вот как всё было.
Это может быть табу на посещение опасных территорий, на инцест или мужеложство. Табу на женскую физиологию или на неприкосновенность частной жизни.
На этом месте подведём итог: люди объединились для решения самой первой практической задачи ― выживания. Чтобы избегать распрей, следовали нормам поведения.
3. В китайском обществе ещё в первой половине I тысячелетия до н. э. в соответствии с философией Конфуция были выработаны нормы поведения, получившие название «ли» («путь»). Китайский этикет тесно связан с конфуцианством, которое большое внимание уделяло месту человека в обществе. Так, Конфуций утверждал, что задача нижестоящего на социальной лестнице (как и младшего члена семьи) — уважение к старшему, выполнение правил, почитание. В свою очередь, обязанность вышестоящего — забота, справедливость, ответственность. Вызывает интерес сохранившийся в истории развития китайской культуры разговор Конфуция с его сыном о правилах: «Если ты не будешь учить правила, у тебя не будет ничего, на чём утвердиться». Знание этих правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией были особенно важны для образованных верхов и являлись залогом успешной карьеры. Незыблемость конфуцианской морали, кстати, сохраняется в Китае на протяжении всей его истории, и по сей день.
А сочетание совершенства тела и духа, красоты и силы, справедливости и целомудрия, мужества и разумности легли в основу приличного поведения в обществе. У древних греков и римлян отсутствовало противопоставление внешнего и внутреннего, и поэтому формально поведенческие нормы ещё не были сформированы, а лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Уже тогда люди начали обучаться навыкам красивого, приличного поведения. Их представления о морали и гражданской принадлежности выделили главной целью этикета попытку максимально приблизить жизнь граждан к адекватным условиям, характерным для конкретной эпохи, сделать ее приятной, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь от случайных претензий и бед. А самое главное, что люди начали сознавать необходимость надлежащего поведения, не потому что кто-то им сказал, а в первую очередь, потому что они были, мать его, людьми. Ведь, как отмечалось в той же конфуцианской философии, правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от животных.
Также древние философы говорили: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим».
То есть воспитанным нужно быть не только внешне, но и внутренне.
Как говорят: по-настоящему воспитанному человеку показаться неприличным и перед собакой будет стыдно.
Формируется представление об обходительности: первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй — когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности — когда бывают гостеприимными застольниками.
А, ведь, даже, если обратиться к средневековым сочинениям, то есть того времени, когда люди были убеждены в плоскости Земли, и сжигали безбожников на костре, то и там упоминается о правилах приличия. И в них не просто отражаются типичные представления об этикете, но и возникают попытки ответить на вопрос, зачем в принципе нужны хорошие манеры. Авторы ссылаются на социальный контекст: «подобное поведение неуместно при дворе», «благородный человек так не поступает» и т. д. Кроме того, уже в XIII веке, прослеживается идея, что причина вести себя пристойно — это способ избежать чувства стыда и смущения, которое вызывают чьи-то дурные манеры. Теперь людям важно, что о них подумают другие. Этот внешний цензор будет все больше и больше определять нормы поведения в дальнейшем. И тут как раз стоит упомянуть, что само слово «этикет» появилось в 17 веке, от названий карточек ― этикеток, на которых писали каким образом нужно вести себя во время церемоний, в частности балов. вставка картинка балов.
И вот так этикет становится критерием цивилизованного общества.
Ну, а что теперь?
Сегодняшние «о, времена, о, нравы!» перечеркнули к чёрту нахрен всё. Технологический скачок, став началом индустриальной эпохи, позволил людям больше не зависеть ни от чего и ни от кого: успех выживания никак не связан с физическими и умственными параметрами; женщины стали самостоятельными; всё, что было сакральным ― выставляется на всеобщее обозрение; а непогода никого не страшит. Соответственно, твой начальник ― чаще всего глупый высокомерный выскочка, мужчины бесправны, женская красота стала продуктом потребления, а угрозы о каре небесной ни на кого не действуют.
Уже необязательно с кем-то объединяться, чтобы выжить. Вся структура выживания уже завязана не на том, какой ты весь из себя благородный Идальго, а на заработке денег. Становится совершенно неважным, какими хорошими качествами обладает человек, если те не подкрепляются финансово. На весь мир можно класть хуй: не верить ни в табу, ни в богов, быть невежественным грубияном. Если у тебя есть достаточно денег, ты и так будешь сыт, и спать в тепле и безопасности. Пресыщенность породила тщеславие ― гонку, в которой люди начали мериться степенью своего достатка и роскоши. У кого больше всех материальных благ, тот и считается круче. Ценности подменяются. Мир охватывает лжедуховность. Быть как все и довольствоваться тем, что есть у каждого ― для человека становится недостаточным. Он хочет ощущать свою избранность, иметь гораздо больше, чем имеют другие; обладать возможностями, которые недоступны остальным. Быть как все уже неинтересно. Ведь, все ― это те приличные и воспитанные люди, которые ходят и на учёбу, и на работу, и, вроде и живут по правилам, но вот почему-то не могут похвастаться ни роскошью, ни богатством, ни славой, а добрая половина их и того прозябает в бедности. Приёмы, которым нас учили предки, постепенно перестают срабатывать. Наоборот, если долго стоять в очереди за успехом, то очередь до тебя может и не дойти. Те, кто окажутся наглее, заберут его без остатка. Какие к чёрту культура и воспитание? Вежливость становится критерием слабости, неуверенности, неспособности добиться высот в жизни. То, что раньше помогало выжить, сейчас только мешает. Поэтому имеет ли смысл до сих пор рассматривать любезные манеры как самый действенный способ получить желаемое? В буквальном смысле, всё перевернулось с ног на голову. И на сегодняшний день, интернет, а вместе с ним и поп-культура возвели такую общемировую позицию в абсолют.
В интернете теперь вся наша жизнь. Заложником своей собственной моды был каждый период истории. В античные времена фанатели от Олимпийских Игр; в Средневековье темой были крестовые походы; рыцари, замки; потом настала эпоха парового двигателя. Скоро же каждый уголок этой многострадальной планеты захватит глобальная сеть. События освещаются с молниеносной скоростью, все знания человечества в одном клике, а взаимодействовать с миром можно не выходя из дома. Сейчас онлайн можно даже заняться со своей подругой сексом. С помощью специальных гаджетов. И конечно, чудесные возможности интернета существуют наряду с возможностями, которые не такие уж и чудесные. В частности, такие вещи, как распространение нежелательного контента: насилия, травли, сексуальных извращений, ОТУПЛЯЮЩЕГО контента, а также контента пропагандистского характера. На каждом шагу, в соцсетях, в видеохостингах говно-рэперы, маргиналы, и умственно-отсталые блогеры плюют на правила, ругаются матом, не умеют грамотно и корректно выражать свои мысли, провоцируют на негативные эмоции, употребляют запрещённые вещества, вытворяют безумные вещи выставляя такое поведение как часть интернет-образа или пародию. Потому что, как выясняется, скандалы, драки, нелепые и антиморальные выходки завоёвывают популярности гораздо больше, чем познавательные медиа, требующие вдумчивости.
И, сам-то я, отнюдь не выступаю против всего этого. Личное дело каждого, кто как привлекает к себе внимание и каким способом зарабатывает деньги. Только вот не кажется ли вам, что такой способ убеждает наше молодое поколение во вседозволенности и в необязательном следовании нынешней морали.
Или я не прав?
Ведь, в таком любознательном возрасте очень важно осуществить заложенные в человека природой потребности быть услышанными, замеченными, любимыми, уважаемыми, защищёнными, обеспеченными и удовлетворёнными в желании познавать окружающий мир. А каким они его познают? И какими покажут ему себя? Осознанно или неосознанно, но эффективность такого раскрепощённого метода в качестве достижения благ подкрепляется интернет-звёздами с помощью неустанной демонстрации своей шикарной и беззаботной жизни. Сегодня эти ребята бросают вызов не только обществу, но и тем чувакам, которые бросали вызов обществу двадцать-тридцать лет назад. И это не в смысле «вау! Насколько же они бесбашенные и крутые!», а, скорее, в прямо противоположном.
То, что раньше было табу, теперь оценивают с позиции «а что такого?».
4. Бам! И тут вы меня спрашиваете, дорогие читатели: а, что, собственно, не так? Это другое поколение, это другие ценности. Предыдущие поколения тоже не были паиньками.
И будете совершенно правы.
Разговоры о подъёме культуры не попытки ли это предыдущего поколения вернуть мир себе?
Знаете, изначально в этой статье я и предполагал наехать на поколение Зуммеров и Альфа. Ведь модой правит молодёжь, на неё ориентируется потребительская реклама, и ей отдают предпочтения почти любые сферы жизни, будь то работа или индустрия развлечений. А, следовательно, все эти говно-рэперы, умственно-отсталые блогеры и маргиналы попросту выполняют их запросы. Но, как было сказано, мир претерпел техническую революцию, интересы изменились, а факторы, влияющие на развитие традиционной культуры и вовсе исчезли. Мы можем как угодно относиться к этому, однако, не способны воспрепятствовать процессу эволюции. Общество трансформируется, а вместе с ним и культурные ценности, мораль, нравы, основы воспитания. Они либо совершенствуются, либо заменяются на новые, либо оказываются не пригодными для конкретной эпохи и отпадают сами собой. Естественный отбор. Сильное вытесняет слабое. То, что мы имеем сегодня лишь логический финал, получившийся при конкретном стечении обстоятельств. Как, например, зарождение жизни на Земле. Проследить часть этой логической цепочки можно в статье, которую я хочу порекомендовать. Вкратце в ней говорится о проблемах воспитания, с которыми столкнулись родители после развала СССР. О подмене славянских ценностей на западные и о потребительской революции. Я оставлю ссылку и на неё и ссылочку на статью про современных детей, которая является ярким примером того, как можно спутать причину и следствие в самом низу.
И вот мы подошли к финалу. Помните, я написал, что позиция бескультурья возведена в абсолют? А на видео-канале, кстати, я задавался вопросом, что с этим делать. И вот как я считаю: ничего особенного-то делать и не нужно.
Потому, что хуже не будет.
Ведь, насколько хуже ещё может быть? Демонстрацией половых органов, сисек и задниц уже никого не удивишь. На дураков смотрят, но уже с долей скептицизма. Понты везде и всюду, что, в лучшем случае, вызывают лишь отвращение. Если ты человек, стремящийся к развитию, то всё это дерьмо уже надоедает, хочется чего-то нового, свежего, умного. Сейчас хорошо развивается мотивирующий и образовательный контент. Как говорила одна моя коллега: дураком быть не стыдно — стыдно должно быть, если ты им так и остался. «Когда-нибудь все заканчивается». Поэтому современные люди стараются уже как-то менять свою жизнь к лучшему, обучаться новым профессиям, пересматривать своё отношение к окружающему миру и действительности. Рано или поздно интеллект вытеснит безрассудство и наступит новая эра со своей культурой и традициями. Поэтому, я считаю беспокоиться не о чем. Перспективы хорошие. Те, кого мы опрашивали на улице были правы.
Однако, вряд ли это значит, что можно пустить всё на самотёк. Про поколение альфа говорят: они либо уничтожат наш мир, либо сделают его совершенным. Прямая ответственность за то, что будет в мире через десять, двадцать, тридцать лет по-прежнему полностью лежит на родителях этих детей, воспитанием которых сейчас занимаются персонажи из Ютуба, Тик-тока и телевизора. Произвести ребёнка на свет это не подвиг. Подвиг это напрячь мозги, набраться терпения и воспитать из него порядочного человека. Перестать ныть, что нет времени и сил. Перевести энергию с пересказа сплетен коллегам по работе на обучение детей уму-разуму. Отвлечься, наконец, от телефона и прочитать своему чаду несколько полезных книг.
Сразу сделаю пометку, что отсутствие у меня собственного ребёнка не запрещает мне высказывать свои соображения по поводу их воспитания. Хотя бы потому что, Я-то как раз был тем самым ребёнком, воспитанием которого занимались. И, скажу честно, в какой-то период жизни я пренебрегал этим воспитанием, по большей части из-за собственной глупости, но всё же оглядываясь назад, сегодня я уже в состоянии оценить, каких усилий и времени всё это стоило для моих родителей и как это влияет на мировозрение и характер.
Так что, молодые родители, всё хорошее возможно. От вас зависит, как быстро наступит золотой век в стремлении людей просвещаться. И, надеюсь, мне и моему видео-проекту «Школа Джентльменов» удастся застать этот момент.
Всех благ и спасибо за внимание!
Вот ссылочки на статьи:
https://vospitanie.guru/nravstvennoe/problemy-4
И ссылочки на мои каналы и соцсети:
https://www.youtube.com/channel/UC96QV6F68eEiA0SRMTuW2HQ
История культуры с начала времён