Чтобы понять суть произошедшего 30 января, нужно внимательно изучить дневники группы Дятлова, как за 29, так и за 31 января. Именно в эти дни происходят события, которые проливают свет на важные вопросы, связанные с выходом туристов 30 января, на перевал между склонами гор "1079" и "880".
Копия дневника группы Дятлова, 31 января 1959 г.
"Вырабатываем новые методы более производительной ходьбы. Первый сбрасывает рюкзак и идет 5 минут, после этого возвращается, отдыхает минут 10-15, после догоняет остальную часть группы. Так родился безостановочный способ прокладывания лыжни. Особенно тяжело при этом второму, который идет по лыжне, торенной первым, с рюкзаком".
Документ из УД, лист 28
Оказывается, у туристов была возможность продолжить движение до реки Лозьва, по двум маршрутам, у каждого из которых, были как свои плюсы, так и минусы. Первый маршрут проходил на много выше второго, соответственно, он был малоснежным, ввиду того, что ветер сдувал снег к подножию склона. Но, в то же время, это преимущество нивелировал ветер. Исходя из этого, группа Игоря Дятлова, 30 января 1959 года, выходила на перевал, чтобы определиться с маршрутом на следующий день, а не для того, чтобы его преодолеть.
Копия дневника группы Дятлова, 31 января 1959 г.
"Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета".
Документ из УД, лист 28
Получается, группа Игоря Дятлова, 31 января, выбрала более снежный маршрут, тем самым избежав шквального ветра, который присутствовал на склоне горы "880", как 30, так и 31 января. После того, как стало понятно для каких целей туристы, 30 января, поднимались на перевал, осталось выяснить: откуда у туристов появилось лишнее время, так как в горах Северного Урала, в январе после 17 часов, наступают сумерки? Соответственно, устанавливать палатку в темноте, не лучшее решение для опытных туристов.
Дневник Зины Колмогоровой, 29.1.59 г.
"Сейчас мы сидим трое: Рустик, Юрка и я. Ждем остальных. На ночлег остановились недалеко от лыжни".
Если часть туристов, 29 января, опередила остальных участников похода, то такая же ситуация могла сложиться и на следующий день, то есть 30 января. Соответственно, чтобы не тратить зря драгоценное время, ожидая остальных, часть туристов поднялась на перевал для определения маршрута на 31 января.
Копия боевого листка группы туристов Дятлова "Вечерний Отортен" №1
"Новости техники.
Туристские сани. Хороши при езде в поезде, на машине и на лошади. Для перевозки груза по снегу не рекомендуются. За консультацией обращаться к гл. конструктору тов. Колеватову".
Документ из УД, лист 31
Оказывается, часть группы Игоря Дятлова, отставала от остальных участников похода из-за саней Саши Колеватова, которые, по мнению туристов, "для перевозки груза по снегу не рекомендуются". Статья закончилась, но не история. Всё только начинается...