Найти тему

Истории животных, на чью судьбу повлияла специальная военная операция

Оглавление

Восемнадцать кошек из разрушенного Мариуполя живут в иркутском питомнике К-9. Они прошли курс реабилитации и уже готовы обрести новый дом. Животных собирали по развалинам участники гуманитарной миссии «Зоодозор». Также в К-9 содержатся четвероногие друзья иркутян, мобилизованных в зону проведения СВО.

Кэт осталась одна

Кэт было нестерпимо грустно. Она свернулась клубком в вольере и отворачивалась от миски с едой. Больше всего на свете ей хотелось услышать голос и почувствовать теплую руку родного человека. Она привыкла ждать его с работы. Ожидание всегда заканчивалось радостной встречей – знакомым любимым запахом, долгими прогулками. Но однажды хозяин уехал, а Кэт оказалась в собачьем питомнике.

– Ее к нам привела соседка иркутянина, который был мобилизован. На сборы у него было мало времени, и он отдал женщине лабрадора по кличке Кэт. Во время прогулки собака так потянула поводок, что женщина упала. Это активная порода, ей нужно уделять больше времени, заниматься, бегать, работать, – рассказывает руководитель питомника К-9, организатор НКО «Зоодозор» Вячеслав Славин.

Когда в сентябре объявили частичную мобилизацию, он разместил информацию, что домашних питомцев у людей, которые отправляются в зону военных действий,  питомник заберет бесплатно. В К-9 за животными ухаживают, кормят их и лечат. Одну собаку привезли из Свердловского военкомата Иркутска ранним утром. Хозяин не знал, куда девать четвероногого друга и позвонил в приют.

– Мужчине уже 43 года, он рядовой, по военной специальности стрелок. Сказал нам, прощаясь: «Если вернусь, можно я заберу свою собаку?» Мы ответили: «Конечно, и вы обязательно вернетесь». Его собака Ника очень преданная. Мы поняли, что она не переживет разлуку в вольерном содержании и бросили клич. Сейчас Ника живет в семье и ждет своего хозяина, он знает, где она теперь, – продолжает Вячеслав Славин.

Новые эмигранты не делятся планами с зоозащитниками

С началом мобилизации, кое -кто решил уехать за границу. В К-9 в это время звонков о пристрое животных стало больше, но ненамного. Да и люди не спешили признаваться, по какой причине вдруг решили срочно покинуть страну. Нескольких животных иркутяне привезли в гостиницу питомника. Мы не стали их снимать, ведь точно неизвестно, почему владельцы оставили подопечных.

-2

Как бы то ни было, массового оставления домашних животных хозяевами, которые уехали за рубеж, не фиксировал ни питомник К-9, ни приют для кошек «Томасина».

– Люди по-прежнему бросают своих питомцев без объективных причин, и СВО тут ни при чем. Кто-то решил отказаться от кошки, потому что переезжает в новую квартиру, у кого-то родился ребенок, и они не знают, как она отреагирует на младенца. Или же им просто надоедает животное, так как оно постарело и болеет. Да, люди уезжают за рубеж. Но одни берут с собой всех членов семьи, в том числе четвероногих, другие не хотят возиться с документами и прочим. Так поступила одна девушка, которая поехала в Польшу, а свою 11-летнюю кошку отдала в приют, – прокомментировали нам ситуацию в «Томасине».

По соцсетям на прошлой неделе распространялось гневное сообщение о том, что есть «множество» случаев, когда хозяевам приходилось оставлять питомцев в Иркутске прямо в аэропорту. Когда и с кем это случилось – не указывается. Зато неизвестные авторы обозначили возможных виновников, вот цитата: «Россельхознадзор Иркутской области препятствует вывозу животных за пределы России…»

В аэропорту стай брошенных кошек и собак нет

Почитав такое, невольно можно представить аэровокзал этаким Ноевым ковчегом с гуляющими по нему кошками и собаками. О том, что ничего подобного там не происходит, нас заверила не только пресс-служба иркутского аэропорта, но и представители других ведомств, которые работают на объекте. А непосредственно сотрудников управления Россельхознадзора формулировка сообщения хоть и удивила, но без внимания оставлена не была.

– Мы ознакомились с данной информацией и считаем, что она представлена не совсем корректно. Там нет, в том числе, конкретных дат, когда люди обращались за оформлением ветеринарных сопроводительных документов, чтобы мы предметно могли принять меры. Таких фактов не фиксировалось ни у нас, ни у наших коллег. К нам в управление никаких жалоб не поступало. Мы проводим служебную проверку, – сообщила начальник отдела ветеринарного надзора на государственной границе РФ и транспорте по Иркутской области управления РСХН по Иркутской области и Республике Бурятия Аида Исламова.

-3

Кошек и собак в этом году и правда чаще вывозят за рубеж, чем в предыдущие два года. За девять месяцев 2022 года из Иркутской области в государства Евразийского экономического союза и СНГ авиатранспортом вывезено 35 домашних животных, в третьи страны – 181. В 2020 году их в совокупности было 29, в 2021 году – 41.

– Мы это связываем с ограничениями по ковиду. Это касалось и потока авиапассажиров, вылетающих за рубеж, и животных, и подконтрольных ветеринарному надзору товаров. Многие страны были просто закрыты. В этом году ситуация изменилась. Люди едут за рубеж вместе с питомцами. В августе в Монголии была международная выставка кошек, в которой участвовало немало представителей Иркутска. Это тоже повлияло на статистику. Что касается периода с начала мобилизации, то с 21 сентября по 18 октября за рубеж в целом направлено 41 домашнее животное, – привела данные Аида Исламова.

Она сказала, что ранее были редкие факты, когда владельцы домашних животных не могли их вывезти по разным причинам. Но люди не бросали своих подопечных в аэропорту, а сдавали билеты, оформляли документы, как положено, и потом благополучно вместе улетали.

Я из Мариуполя

Рыжий лопоухий щенок прижимается к женщине, которая держит его на руках. Он заглядывает ей в лицо, как будто не веря, что теперь не будет одинок. Маленький пес два месяца в одиночестве оставался в квартире разрушенного снарядами многоэтажного дома. Выжил только потому, что на кухне после бомбежек с полок высыпались на пол остатки его собачьего корма, макароны, крупа и сухари, а из разбитого окна внутрь попадала вода. Когда в июне в развалинах он услышал людские голоса, то тонко заскулил. Его услышали и спасли.

С начала проведения СВО некоммерческая организация «Зоодозор» организовала три экспедиции в пострадавшие от обстрелов города Донбасса. С собой общественники брали гуманитарный груз: для животных – корма, переноски, ветеринарные препараты; для людей – сухпайки, теплые вещи, предметы личной гигиены, аптечки, батарейки. А назад везли живой груз. Все, что увидели в измученном боями Мариуполе, зоозащитники сняли на видео.

-4

Кадры современной военной хроники. «Дети и животные» – надпись над подвалом мариупольского дома. В августе здесь уже никто из людей не прятался от снарядов. Но из почти разрушенных строений слышится мяуканье. На призыв зоозащитников «кис-кис» отовсюду сбегаются десятки кошек. Здесь их обычно кормит Наталья, жительница Мариуполя, у которой, по ее словам, не выдержала душа видеть, как в опустевших и разбитых квартирах пушистики продолжают ждать своих хозяев. Кто-то и правда находится. Но многие люди уехали или погибли.

В частном секторе Мариуполя к волонтерам подбегают очень исхудавшие животные. Маленькая белая собачка, кажется, готова вместе с кормом съесть упаковку. Неподалеку от «Азовстали» на зов людей выходит черный метис дога. Хромая, он ковыляет к людям, спокойно дает обработать осколочное ранение в плече и позволяет забрать себя в дальнюю дорогу.

– Животные были истощенные. Ведь домашние питомцы на улице не знают, как находить пищу. Люди в Мариуполе делились с четвероногими своими пайками, гуманитаркой. Когда машина питомника ездила по городу, мариупольцы останавливали ее и просили корм и лекарства для кошек и собак. Хотя самим было несладко. Меня удивило, что там шла такая военная операция, а люди не забывали о животных, – говорит Вячеслав Славин.

Кошкин дом

Сотни братьев наших меньших были спасены в этих миссиях. Только из третьей экспедиции «Зоодозор» вывез около 100 кошек. Часть животных по дороге передали в приют Омска. Остальных доставили в Иркутск. Здесь их обследовали, лечили, размещали информацию в социальных сетях.

Черный кот Пират с белым пятнышком на груди обожает рыбу и другие вкусности. Серо-белая Рябика – самая спокойная. Пушистый Кот, пока без клички – боязливый и очень добрый. Всего в ветеринарном госпитале для бездомных животных питомника К-9 сейчас остаются 18 кошек из Донбасса.

-5

Мариупольские животные добрались до Иркутска в огромном стрессе. Они боялись людей, не хотели идти на контакт. У многих были инфекционные заболевания. Ветеринарам приходилось промывать им носы и глаза, ставить уколы антибиотиков. Раны были разные: у одних царапины, у других – осколочные. У кого-то поврежден глаз, у кого-то нос или ухо.

– Вот очень интересная кошечка Слепыша, приблизительно пяти лет. Она полностью не видит. Ей, судя по всему, повредило глаза осколками во время обстрелов. Кошка ориентируется в пространстве за счет усиков и других органов чувств. Но при этом Слепыша выздоровела и сейчас отлично себя чувствует – пьет, кушает и ждет своего хозяина, – знакомит с подопечной ветеринарный фельдшер Ксения Иванова. – У всех сначала была свалявшаяся шерсть. Они приехали чумазые, грязные, а сейчас все пушистые и красивые. После лечения и социализации кошки и коты чувствуют себя хорошо, с удовольствием идут на руки.

Кошкам нужен дом. Многие его уже обрели. Владельцы некоторых животных нашлись за границей – в Германии, Нидерландах, Польше. Фотографии своих питомцев они увидели в социальных сетях. Других брали к себе просто неравнодушные люди из разных городов России – Новосибирска, Екатеринбурга, Кемерово, Красноярска, Санкт-Петербурга.

Рыжий щенок, который чудом выжил в развалинах Мариуполя, теперь живет у супружеской пары из Читы. Белая собачка с темными ушами больше не голодает, сейчас ее зовут Кнопа, а новые хозяева разрешают ей нежиться на кровати. Черный метис дога обрел имя Сэм. Его владелица, иркутянка Татьяна Козулина, души не чает в новом члене семьи.

– Он стал частичкой меня, он живет где-то здесь, – говоря с волонтерами, показывает она в область сердца.

По ночам во сне Сэм все еще вздрагивает, как будто снова слышит что-то громкое, страшное, смертоносное. И даже спустя месяцы он все еще набрасывается на еду.

Ближе к родному человеку

У рыжей Кэт тоже проснулся аппетит. В 17 часов в питомнике время кормления. Лабрадорша замечает людей и виляет хвостом. Недавно она снова научилась улыбаться и радостно приветствовать человека. Причем не только из-за того, что есть еда и кров. Кинологи питомника внимательно присмотрелись к ней, позанимались и поняли, что она пригодна для служебной деятельности. Сейчас в К-9 идут активные тренировки минно-разыскных собак. Скоро 20 первых хвостатых «курсантов» отправятся в зону СВО помогать людям в их опасной работе. Где-то там делает эту работу и хозяин Кэт. Их пути во фронтовой или мирной жизни еще пересекутся. В это верит преданное собачье сердце. Будем верить и мы.

Те, кто намерен уехать за границу и взять с собой питомцев, могут ознакомиться с правилами на вкладках «для владельцев животных» или «экспорт/импорт» сайта Россельхознадзора. Следует изучить требования авиакомпании и страны, куда направляется пассажир. В ряде стран требуется не только вакцинация животных, но и чипирование. Для выработки иммунитета после прививки должно пройти время. В любом случае животное должно быть готово к дальней поездке.