А вот и новая рубрика подоспела. Помните, я спрашивала про интервью с писателями? Многим было интересно, поэтому сегодня публикую первое. Рубрика «Разговор с писателем» предполагает плюс-минус одинаковый набор вопросов для начинающих писателей. Начинающих в том плане, что у них либо ничего не опубликовано, либо просто не очень много.
Первый гость в рубрике – Сергей Мальцев, автор романа «Погром» (я его читала, дам ссылку в комментариях) и просто очень приятный собеседник. Вы в этом убедитесь даже просто прочитав ответы на вопросы – как будто вживую поговорили. А уж сколько нового я для себя открыла! Я о многом думала совершенно иначе. Но не буду томить:
– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?
– Я томич, родился в Томске и всю жизнь в нем живу. Мне сорок восемь лет, я учитель был, журналист. Но, сейчас нахожусь в состоянии, когда большинство намеченных проектов встали на паузу. Поэтому, можно вполне сказать, что я безработный.
– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но еще не выпустил?
– Я не знаю. Я сам ещё не до конца привык к тому, что меня называют «писатель». При нынешних технологических возможностях, если откинуть сиюминутные обстоятельства, написать и издать книгу может каждый. Есть много таких издательств – да почти любое – если ему принесут бюджет, «поможет» и написать, и издать. В кавычках потому, что за вас напишут.
Я однажды даже наблюдал такой процесс. Это было ещё даже до ковида. Я брал интервью у одного томского политика и селеба. Не буду называть имени, потому, что не спрашивал разрешения на публикацию этой истории. Я пришел в офис к нему, и меня попросили подождать. Я ждал у открытой двери в кабинет. И там мой герой, как мне показалось, давал интервью. Нет, оказывается, он писал книгу. Там был специалист, которому герой рассказывал какие-то истории из своей жизни, и делился своими взглядами на различные вопросы. А задача специалиста была облечь это в литературную форму. И человек мне открыто это рассказал. Они встречались дважды в неделю и вот этим занимались.
Так что писателем может стать кто угодно, если исходить из изданного отдельной книгой текста.
Может писатель это тот, кто зарабатывает книгами? Но тоже не всегда. История знает массу примеров, когда великие книги выходили из-под пера людей, чьим основным занятие было совсем даже не писательство.
Мне кажется, писатель, как и художник, композитор, поэт – это тот, кто своим творчеством вызывает в людях отклик. Заставляет их, во время чтения сложить книгу на коленях, и смотреть вдаль, и думать.
– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?
– Ох, это очень непростой вопрос. У меня есть научные публикации, я же много лет работал в вузах. А из художественного только «Погром», и то, только первая книга. Вторая уперлась в «сиюминутные обстоятельства», которые грозят стать содержанием остатка жизни.
Я пишу ещё один роман. Совсем в другом жанре. И даже не знаю, что с ним делать. Как вариант рассматриваю различные варианты электронного самиздата.
– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?
– Ни в какие. Я писал всегда. И никогда не относился к этому серьезно. Огромную часть текстов я просто выкинул, во время одного из переездов.
Если говорить конкретно о «Погроме», то я всегда интересовался историей Томска, как журналист много об этом писал. И у меня давно зрела идея, написать книгу, но не по истории города, а где бы исторический Томск обрел объем, дыхание, запах, вкус. Период сам себя определил, начало прошлого века – это самый пик цивилизационного значения Томска, даже в масштабе всей планеты. Конечно, благодаря Университету. А событие вылилось из идеи сделать художественную книгу. Для этого нужен драматизм, масштаб и экшен. И Томский погром 1905 года укладывался в эти критерии максимально.
И вот я ни шатко ни валко собирал материал, напитывался эпохой, всё это совмещая с работой в школе и писанием в различных местных СМИ. Однажды оговорился главреду «Макушин медиа» Елене Фаткулиной, что вот, мол, пишу книгу такую. Она взяла на заметку. И через некоторое время предложила мне издать роман, когда я его допишу. И поставили сроки. И вот в мае этого года первая книга вышла.
Так что мне повезло.
– Быть писателем трудно?
– Смотря как к этому относиться. Когда это хобби или побочный продукт журналистской работы, например, то это не сложно, наоборот, приятно и почетно. Если же это твой основной заработок, то это становится очень сложным. Появляется эффект конвейера. Нужно выдавать на-гора регулярно оговорённый объем текста, причем текста хорошего. И тогда появляется технологизм. Творчество сменяется ремесленничеством. А ведь ты же пишешь, если ты писатель, не только ради денег. Ты же хочешь что-то сказать людям.
И, кроме прочего, написал ты книгу, издал. Это даже не полдела. Её надо продать. И здесь возникают сложности.
В общем, по-разному!
– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?
– Не занимался, не получал, не готовил. Ну, конечно, как любой советский подросток, я очень много читал. Сейчас в разы меньше. Но, думаю, это самое обильное и разнообразное чтение, это и есть моя писательская школа.
– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то, что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?
– Я выше немного рассказал. Сейчас всё на паузе. Но, я бы хотел, чтобы писательский труд меня кормил. Я как журналист начинал на радио, и моими самыми счастливыми профессиональными моментами были прямые эфиры с обратной связью. То есть прямой разговор с аудиторией. И писательская работа мне кажется похожей. Только более растянутой во времени.
Чтобы зарабатывать только писательством, надо быть Борисом Акуниным или Алексеем Ивановым и т.п. Нужно, чтобы твои книги продавались в супермаркетах и стоковых магазинах. В мягкой обложке по 99 руб., условно. Но эти писатели прошли большой путь, когда этого всего не было. И чтобы достичь этого, нужно этот путь пройти, только свой. Нужно писать даже тогда, когда уже никто не верит в тебя и твое творчество. Нужно постоянно оттачивать свой авторский язык. Нужно уметь сохранять авторский жар внутри, который не позволяет всё это бросить, дает веру в себя.
– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга? В вашем случае это особенно наглядно должно быть, поскольку первая есть. А будет ли вторая?
– Ну, это, конечно, зараза. Когда ты держишь, свежую, только из типографии книгу, с твоим именем на обложке, это особенное ощущение. Это во-первых. А во-вторых, не знаю как у других, а у меня в голове постоянно крутятся какие-то сюжеты, истории, которые хочется рассказать. И это толкает к тому, чтобы продолжать. Особенно после того, как ты понимаешь, что это возможно.
Вторая книга, как я сказал уже, пишется. Это совсем другой жанр, совсем другая книга. Но, судьба ее не ясна, в это время что-то планировать – это точно смешить бога.
– Вам сложно от того, что все в Москве, а вы тут? Реально ли издаваться, живя в регионе?
– Я не знаю. Я не работал в Москве. Я понимаю, что там сосредоточие возможностей. Хотя сейчас это не факт уже. Кроме прочего, писатель – не артист, не певец, ему не нужно «тусоваться». И жить можно там, где хочешь. Мне комфортно здесь, у себя. И я не уверен, что смог бы писать в другой обстановке.
Всё же очень зависит от многих факторов, большинство из которых мы даже не осознаем. Михаил Успенский издавался, живя в Барнауле, Иркутске, Красноярске. Многие издаются, живя в регионах. Но ещё больше не издаются, что правда. Я не уверен, что московскость как-то на это влияет.
Спасибо Сергею за интересную беседу! А если вы хотите поучаствовать в рубрике, то пишите мне на kirikatomsk@gmail.com.