Найти тему
Картины рассказывают...

"Гугенот" Джона Эверетта Милле

Про страшную Варфоломеевскую ночь знают все. И из уроков истории, и из замечательного романа А. Дюма «Королева Марго», а, возможно, и из других источников.

Это событие было настолько ужасным, что оставило след во многих произведениях искусства. И художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле не обошел его вниманием.

Рассмотрим его картину «Гугенот», написанную в 1852 году.

Джон Эверетт Милле. Гугенот, 1852
Джон Эверетт Милле. Гугенот, 1852

На картине изображена влюбленная пара. Они обнимаются. Их взгляды печальны и полны нежности.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Так смотрят влюбленные друг на друга всегда. Можно было бы спокойно принять такой сюжет картины.

Но в ней не всё так просто. Стоит только прочитать полное название картины. «Гугенот в день святого Варфоломея отказывается защищать себя от опасности, нося римско-католический знак». И сюжет картины приобретает совсем другой смысл.

И главным становятся не взгляды влюбленных, а их действия. Девушка повязывает на руку юноше белый шарф, а юноша пытается его снять.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Белые нарукавные повязки — это знак принадлежности к католической церкви. Именно они были знаком, позволяющим отличить католиков от гугенотов.

Милле и изобразил на своей картине момент, когда девушка умоляет своего возлюбленного гугенота повязать белую повязку. Она надеется, что тогда его примут за католика и оставят в живых.

Юноша не может отказаться от своей веры, противится попыткам возлюбленной спасти его.

Что его ждет? Скорее всего, смерть. Ведь во Франции во время Варфоломеевской ночи, 24 августа 1572 года, было убито более 20 000 гугенотов.

На картине Милле изображен момент, когда гугеноту приходится выбирать между любовью к католической женщине и протестантской верой.

Мы никогда не узнаем, чем закончилась эта история любви

Милле был прерафаэлит, а их всегда отличало наполнение картин не только смыслом, но и символами, которые еще надо расшифровать.

Влюбленные стоят возле каменной стены. Кстати, стены реально существующей. Она находилась в саде на ферме Вустер-Парк в Суррее, где Милле жил осенью 1851 года.

Стена обвита плющом.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А плющ — это символ нежной привязанности. И герои, как пющ за стену, цепляются друг за друга.

Другие цветы в декорациях также относятся к аспектам любви: например, колокольчики в левом нижнем углу символизируют веру и постоянство.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В правом нижнем углу настурция, цветок, который тесно связан с войной и боевыми действиями и может означать патриотизм или завоевание.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Хочется добавить, что лицо мужчины принадлежало другу семьи Милле Артуру Лемприеру, а для женской фигуры позировала Энн Райан.