Друзья, я давно хотел написать большую статью, чтобы объяснить, какие признаки свидетельствуют о том, что Вы имеете дело с недобросовестными представителями юридической профессии, а, возможно, и вовсе с мошенниками, которые лишь выдают себя за юристов. Сотрудничество с такими деятелями грозит в лучшем случае потерей времени и денег, но может привести и к куда более опасным результатам, вплоть до потери жилья, вреда здоровью и уголовного преследования.
Для удобства в статье я буду под понятием "юрист" обозначать и юристов и адвокатов, а мошенников и недобросовестных юристов буду называть "неюристами", потому что в моем понимании эти люди не имеют морального права называть себя представителями нашей благородной и трудной профессии.
Рассмотрим структурировано признаки неюристов, для того, чтобы избегать работы с ними. Для большей понятности и удобства я разделил все признаки недобросовестности на несколько групп. Многие из них пересекаются и в жизни часто встречаются вместе.
Этические признаки недобросовестности
Эти признаки распознать проще всего. Начиная навязывание услуг, неюристы часто «обрабатывают» потенциального клиента с помощью неэтичных приемов психологических манипуляций, нейро-лингвистического программирования и психологического давления. Рассмотрим в чем выражается такое воздействие.
1. Гарантия результата.
Ни один нормальный юрист не будет гарантировать клиенту положительный результат. Тому есть несколько простых и объективных причин. Подробно мы их разберем в главе про Логические признаки недобросовестности. В этой части стоит сказать только то, что гарантия положительного результата и всевозможные уговоры и увещевания, что «дело не стоит выеденного яйца» и юрист на 100 % уверен в позитивном решении Вашего вопроса должны серьезно насторожить. Особенно насторожить такие высказывания должны в случае, если юрист еще не видел Ваших документов, не задал уточняющих вопросов и не пояснил, хотябы кратко, как регулируется с точки зрения закона Ваш вопрос и какие способы решения он может предложить для него. Статус адвоката у такого увещевающего неюриста должен насторожить особенно: кодекс профессиональной этики адвоката запрещает давать гарантии положительного результата выполнения поручения доверителя.
2. «Только сегодня и только сейчас!»
Спешка при заключении договора на оказание юруслуг или с подписанием акта по нему, спешка с началом работы над вашим вопросом, манипуляция ограниченным временем у самого юриста/процессуальными сроками и давление на клиента с целью вынудить его прямо здесь и сейчас совершить какие-то действия при первой встрече или изучении проблемы: все это может свидетельствовать о том, что путем нагнетания нервоза и имитации дефицита времени над Вами совершают манипуляции, целью которых является неосмотрительные действия, в результате которых неюристы смогу заполучить вашу подпись на договоре, деньги или что-то еще, что в краткосрочной или долгосрочной перспективе является их целью.
Этому просто противодействовать: со ссылкой на занятость, плохое самочувствие или какую-то другую причину постарайтесь просто уйти/прекратить разговор/переписку, пообещав вернуться к решению этого вопроса позднее.
3. «На словах он Лев Толстой...».
В бизнес-сообществе моветоном является когда слова расходятся с делом. В сфере оказания юридических услуг это может грозить потерей денег и большими эмоциональными затратами, а иногда санкциями госорганов, уголовным преследованием, потерей имущества. Услуги, которые устно Вам озвучивают, как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения стоимости, должны быть указаны в договоре, который Вы заключите с юристом. Если же Вам говорят много и одно, а на деле в договоре Вы видите мало и другое, то есть то, что Вы устно обсудили вообще не нашло отражения на бумаге, с большой долей вероятности иметь дело с такими «юристами» будет себе дороже.
Здравые подозрения должны также вызывать расплывчатые, неоднозначные или чрезмерно общие формулировки как в устных, так и в письменных пояснениях юристов, с которыми Вы консультируетесь. Если после уточняющих вопросов Вы не получаете более полной информации или прямых прозрачных ответов на них, с большой долей вероятности перед Вами неюрист.
4. Неадекватный сервис.
Клиентский сервис для многих юридических компаний далеко не на последнем месте в маркетинговой стратегии. В их офисах, которые чаще всего расположены как минимум удобно, а как максимум в престижных районах и бизнес-центрах, царит атмосфера успешности, сделан хороший ремонт, есть попытка продемонстрировать некий дизайн интерьера. Часто в зоне ресепшн/клиентской зоне висят картины, клиентам предлагают чай/кофе, встречает гостей приветливый и одетый «с иголочки» вежливый персонал. Все это свойственно для рейтинговых, крупных и дорогих юрфирм. Юрфирмы поменьше и "подешевле", но оказывающие зачастую не менее качественные услуги, часто не могут себе позволить такой шик-блеск, но также обустраивают клиентскую зону, арендуют офисы поскромнее, но также в достойном состоянии, аналогично стараются встречать клиентов и проводить с ними встречи на уровне общепринятого бизнес-взаимодействия: вежливо, позитивно, в комфортной обстановке и на ровном эмоциональном уровне.
Частнопрактикующие юристы могут вообще не иметь офиса, что не будет свидетельствовать об их некомпетентности или недобросовестности. Встречу они могут назначить даже в кафе, в этом нет ничего странного. Тем не менее их поведение все равно отличается от поведения неюристов при взаимодействии с клиентом, и вот чем.
Неюристы могут не просто стараться быть вежливыми или угодить, но могут льстить, заискивать, пытаться чрезмерно вторгнуться в Ваше личное пространство и выведать как можно больше деталей личного характера, не относящихся к предмету Вашего обращения. Эту информацию они используют для дальнейшей манипуляции. Они могут давить на Ваши чувства (жалости, справедливости, страха и т.д.), пытаться вывести Вас на совершение каких-то импульсивных действий, чтобы Вы при этом руководствовались не фактами и обстоятельствами, а эмоциями. Для неюристов может быть характерен агрессивный, напористый стиль продажи (по сути - навязывания) своих услуг. Также неюристы часто прибегают к достаточно примитивным манипуляциям, которые все еще работают:
- клиентов может встречать весьма привлекательная особа противоположного пола, иногда в очень сексуализированном образе,
- клиентам сулят какие-то дополнительные блага «в будущем» или «у партнеров», обуславливая получение таких благ текущим сотрудничеством с неюристами,
- иногда клиенты получают статусные или брендовые подарки например, алкоголь, билеты на какие-то мероприятия, дорогие сувениры вроде брендовых ручек и т.п.
Все это, как и дефицит времени, призвано усыпить бдительность клиента, расположить его, отвлечь от изучения документов, в итоге, в лучшем случае, «продать» ему «юридические услуги», а в худшем подсунуть договор займа/кредита, похитить его персональные данные, совершить еще множество разных противоправных действий.
Надо отметить, что многие юридические фирмы часто дарят подарки представителям клиентов или самим клиентам. Однако, конечно, такое встречается не всегда. Кроме того, это чаще всего принято когда уже речь идёт о сформировавшихся деловых отношениях, а не при первой встрече до подписания договора.
Логические признаки недобросовестности
Зачастую мошенников и неюристов можно распознать просто подойдя с «холодной головой» к их предложению и немного порассуждав относительно того, насколько разумно и исполнимо то, что они предлагают или поясняют.
Результат: быстро и 100%.
Юридическая работа — трудное и монотонное занятие, связанное с изучением огромного массива информации и документов. Быстро такая работа делаться качественно не может почти ни при каких условиях. Если же речь идет про судебный процесс или взаимодействие с госорганами, то тут включаются еще большее количество факторов, процессуальных сроков, волокиты. Поэтому обещание быстрого результата означать может либо то, что юрист замешан в коррупционных схемах, либо то, что качественно никто не будет заниматься Вашим вопросом, либо это ложь и на самом деле сроки будут кратно больше.
Относительно гарантии положительного результата, кроме того, что я писал выше, над отметить два момента.
Во-первых, оказание услуг — это процесс. Даже с точки зрения науки у процесса может быть самый разный результат, либо результат может отсутствовать как таковой. Поэтому предсказать результат на 100 % может только провидец.
Во-вторых, оказание юридических услуг зависит от массы различных факторов, а не только от персональной работы юриста. Эти факторы часто находятся вне его контроля: суд могут "заминировать", госорган может потерять документы, нотариус может заболеть, провайдер интернета может испытывать технические трудности с оказанием услуг связи. Конечно, это не говорит о том, что нельзя установить сроки оказания услуг, но они в любом случае должны быть разумными для выполнения конкретного поручения клиента. И, конечно, только неюрист может определить "гарантированные" сроки и обещать позитивный результат по делу, с которым он не знаком, которое он не изучил.
Юридические признаки недобросовестности
Не стоит забывать о том, что как и все другие услуги, юридические услуги попадают под регулирование закона. Кроме того, многие действия юристов при оказании услуг связаны с работой с документами, госорганами, которая очень хорошо регламентирована. Поэтому юрист обязан знать сроки, порядок и специфику работы в своей сфере.
1. Образование и «Успешный спех» всегда имеют документальное подтверждение.
Юрист, который ничего не скрывает и готов вести открытый диалог с клиентом, по Вашей просьбе покажет Вам разного рода грамоты, дипломы и благодарственные письма, а также подтвердит свой опыт реквизитами реальных судебных дел, поделится конкретными примерами из практики. Многие юристы являются членами некоммерческих организаций, всевозможных объединений предпринимателей, входят в профессиональные рейтинги, ведут блоги и печатаются в СМИ, размещают информацию о своих делах и о своем опыте на сайтах в интернете, эту информацию лёгкое найти и проверить. Только неюрист будет рассказывать какой у него большой опыт защиты интересов в суде и какие у него знаменитые и крупные клиенты, не имея возможности документально подтвердить свои слова.
Любой юрист, получивший высшее юридическое образование в России, имеет диплом, проверить подлинность которого можно на сайте Рособрнадзора.
2. Жалоба в управление по управлению всеми управлениями.
От неюриста юрист отличается тем, что в сферу его профессиональных знаний, в частности, входит определение компетенции суда или госоргана, который может решить проблему клиента или спор. Поэтому только неюрист может предлагать написать жалобы сразу в 8 госорганов + Президенту, руководителям всех известных, особенно «силовых», служб, всем министрам и их водителям: это свидетельствует либо о низкой квалификации, либо о желании личного обогащения за счет необоснованного увеличения объема работы.
3. "Государственная юридическая служба Российской Федерации"
Неюристы для привлечения внимания и формирования доверия потребителя к своему «бизнесу» часто используют в рекламе и информационных материалах государственную символику России, символику субъектов РФ, наименования, схожие с названиями госорганов, органов власти субъектов, федеральных служб и агентств, используют такие слова как «государственный», «официальный», «всероссийский», «центр», «главный» и иные.
Согласно статье 1231.1 Гражданского кодекса РФ, по общему правилу официальные символы нельзя включать в состав средств индивидуализации.
Словосочетания с употреблением слова «Россия» и однокоренных слов, с наименованиями органов власти также не могут употребляться простыми субъектами коммерческой деятельности.
Не буду описывать здесь сложное регулирование и обширный перечень особенностей и исключений, просто хочу донести, что нужно очень внимательно относится к подобным «организациям», если они на платной основе предлагают свои юридические услуги. Ведь госорганы никаким образом платные юридические услуги в обывательском понимании населению не оказывают. А если и оказывают (например, регистрируя договор купли-продажи недвижимости), то госпошлины устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов, при этом в любом случае никакие консультации за деньги госорганы не проводят.
4. Договор/чек/акт и другие документы.
Нормальные юристы соблюдают закон и ведут бизнес прозрачно: с Вами должны заключить договор на оказание услуг в письменной форме (как правило), услуги должны быть ясно прописаны в договоре, как и другие права и обязанности сторон, сроки оплаты, сроки оказания услуг. При оплате услуг Вам обязаны выдать кассовые чек/чек самозанятого.
Неюристы ведут себя по-другому. Документы - доказательства, поэтому они стараются избегать выдачи чеков, подписания документов, кроме тех, которые прямо влияют на оплату их "услуг".
Они также будут максимально торопить Вас и уговаривать подписать акт об оказанных услугах. Это ловушка: подписав акт, доказать, что услуга не оказана будет очень сложно, ведь именно акт является документом, подтверждающим Ваше согласие с объемом и качеством и сам факт оказание услуги.
Если Вы понимаете, что услуги не оказаны или оказаны некачественно, но Вы сталкиваетесь с подобным давлением и есть еще несколько факторов, о которых я рассказываю, постарайтесь потянуть время и одновременно найти хорошего юриста, который поможет выйти из неприятных отношений с минимальными потерями.
Финансово-экономические признаки недобросовестности
Помимо иных перечисленных признаков, существуют признаки недобросовестности, связанные со «спецификой» оплаты услуг неюристов.
1. Бесплатная консультация.
Неюристы часто ориентируются на малообеспеченных или не в меру экономных граждан, и, иногда со ссылкой на «Закон о бесплатной юридической помощи», предлагают бесплатные услуги, заманивая на которые позднее начинают «продавать» другие услуги, или, эксплуатируя реальную правовую проблему, «работать» над ней «всерьез», для чего начинают с постоянной периодичностью просить клиентов оплачивать те или иные их расходы и услуги.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" совершенно не говорит о том, что «первая консультация — бесплатно» у всех юристов страны. Более того, это закон, который гарантирует определенный объем бесплатной правовой помощи определенным категориям граждан, а не всем подряд и по любому вопросу, поэтому не воспринимайте ссылку на этот закон как гарантию безвозмездности услуг.
Врач не будет делать операцию, зная, что за это ему не заплатят, также и юрист, который является востребованным специалистом в своей области, за редким исключением не будет разбираться в полноценной правовой проблеме бесплатно, не забывайте об этом.
2. Специфичная оплата услуг.
Неюристы максимально пытаются уйти от прозрачности ведения «бизнеса», поскольку опасаются как претензий налоговых и правоохранительных органов, так и потенциальных исков недовольных клиентов. Для сокрытия финансового следа своей деятельности они предлагают оплату наличными либо «на карту», возможно, в адрес 3-х лиц, сторонятся четких формулировок в документах, просят не указывать назначение платежа при переводе денег и т.п.
В заключение хотелось бы сказать, что все перечисленные выше признаки недобросовестных работников сферы юридических услуг могут присутствовать по тем или иным причинам по-отдельности и у вполне профессиональных, именитых и надежных участников рынка. Однако, если Вы видите несколько признаков одновременно, поверьте на слово и не проверяйте на личном опыте: лучше потратить немного времени и найти другого, менее подозрительного правового советника. В противном случае такая необходимость может потребоваться уже из-за проблем, возникших с неюристами.
Ведите свои споры правильно и доверяйте только профессионалам!
А Вам приходилось сталкиваться с неюристами? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Посоветоваться и получить квалифицированные юридические услуги Вы можете написав мне на email: IVSLawblog@yandex.ru
⚖
Лайк или репост этой статьи в соцсетях внесет Ваш личный вклад в улучшение правовой грамотности, позволит другим людям узнать больше о своих правах, законе и его применении. А подписка на канал позволит не пропустить интересные и полезные правовые статьи.
⚖