О выставке «Г. А. В. Траугот. Книга» в Российской государственной детской библиотеке. Выставка продлится до 15 ноября 2022
Помните, как в сказке Вениамина Каверина «Немухинские музыканты» Фея Музыки дирижировала разноцветным оркестром? Она слышала музыку там, где другие всего лишь видели цвет. «Черный Фрак должен звучать, как рояль, Зеленые Попугаи-неразлучники — как две скрипки, первая и вторая, Краешек Голубого Неба — как виолончель, Желтый Плакат — как фанфары, Кремовая Шляпа — как контрабас, Дымчато-розовый Пудель — как альт, а Белый Мяч, который он держал во рту, пригодится для пауз».
Когда я очутилась в волшебном пространстве выставки художников-иллюстраторов Трауготов (отец Георгий Николаевич и сыновья Александр Георгиевич и Валерий Георгиевич, использовавшие общую семейную подпись Г. А. В. Траугот), мне показалось, что молчаливые стены библиотеки наполнились удивительной музыкой, изысканной и разнообразной. Цвет в картинах настолько ярок и самостоятелен, его звучание так красноречиво и целеустремленно, что он будто превращается в дивную музыку, где каждая краска — отдельный инструмент громадного оркестра, играющего столько мелодий, сколько рисунков на выставке.
Вот драматическую, безнадежно черную тучу отважно рассекает солнечно-оранжевый луч— мощная грозовая симфония, то ли предвещающая грозу, то ли празднующая ее окончание:
Рядом застыла в трагическом танце охристо-стальная андерсеновская Танцовщица, тоскующая без Стойкого оловянного влюбленного:
А вот они и воссоединились, чтобы умереть— огненно-алый цвет любви и пламени, в котором сгорели маленькие честные любящие сердца. Мгновенно вспыхнув, они превращаются в дым, который хранит лишь смутные воспоминания о печальной любви:
А вот благородная соната, беззвучно изображающая изящную парную миниатюру, напоминающую старинный семейный портрет:
И, наконец, мощный аккорд алого и ярко-ультрамаринового — белый парус в небесном багрянце — не банальные алые паруса в сером небе, но белые — в алом! Сильный звук, мощный цветовой удар, поэтическое парение трех основных цветов бытия:
Интересен знаменитый автопортрет братьев, звучащий гармоническим многоголосьем удивительно сбалансированной симфонии огромного числа цветов и оттенков — вдохновенная музыка вдохновенных душ:
Но Трауготы мыслят не только цветом, но и линией. С акварелью и гуашью соседствует тушь. Ее образы на них не менее красноречивые, хоть и черно-белые.
Сколько фанатичного торжества в глазах Лопахина, старательно вглядывающегося в свое долгожданное приобретение! Так и слышится его коронная фраза: «Вишневый сад теперь мой!» Особенно красноречив Лопахин на фоне меланхоличного Гаева, углубленного в воспоминания и размышления, столь же далекие от действительности, насколько близок к ней Лопахин.
Замечательный образ, исполненный глубокого обобщения — увядающий, облетающий, умирающий вишневый сад, сломленный новой эпохой, не выдержавший столкновения со временем:
Неистовая цветовая и линейная симфония звучащих полотен наполняет сердца чистыми, сочными звуками, преображающими монотонный мир. Каждого пришедшего в мир сказочного сияния его авторы наделяют сверхъестественным умением слышать то, что изображено на молчаливых листах бумаги.
Волшебные краски наполняют сердца звуками далеких сказок и позабытых детских снов, свидание с которыми щедро и бескорыстно дарят взрослым и детям добрые волшебники, виртуозы красочной музыки, сохранившие золотой дар слышать музыку там, где обычные люди ее не слышат. Каждый, кто побывает на необыкновенной выставке, услышат поющие краски не хуже самой Феи Музыки, так поэтично описанной в «Немухинских музыкантах». Каждый немножечко станет волшебником.