Константин Андреевич, ведущий специалист областного кардиологического центра, был поражён, увидев свою новую пациентку. Он не верил своим глазам - они говорили ему, что перед ним Тамара Ивановна, но мозг отказывался этому верить...
Тамару Ивановну, очень дорогого ему человека, которому Константин Андреевич был обязан очень и очень многим в своей жизни, он считал умершей... И вдруг она оказалась его пациенткой с тяжелейшим сердечным приступом, привезённой из дома престарелых... Как она могла там оказаться? Неужели её племянник соврал Константину Андреевичу, что она умерла?
Вспомнил о том, как племянник настойчиво увиливал от просьб Константина Андреевича показать ему могилу тётушки во время его недолгих визитов в родной город, и кое-что стало проясняться.
Детство Константина Андреевича было очень непростым. Родился он у семнадцатилетней матери, которая матерью становиться и думать не думала. Делать аборт её отговорила мать, бабушка маленького Кости, пообещав, что вырастит внука сама, и малолетнюю мать сын не обременит.
Так и случилось. Жил Костя, окружённый бабушкиными теплом и заботой, а маму видел от случая к случаю. Был он для бабушки вроде солнышка бабьим летом, озарившим осеннюю пору её жизни... Хорошо жилось им обоим. До поры до времени - пока Костина мать не вышла замуж и не родила двух погодков-сыновей.
Вот тогда-то она и вспомнила о Косте - ей понадобился помощник. На часто болевшую мать она рассчитывать уже не могла - за той самой стал нужен присмотр, вот и пригодился двенадцатилетний Константин.
Мальчишка стал нянькой и прислугой в семье матери - ведь с погодками очень непросто, когда они растут в одних руках, вот и пошли в дело ещё не очень окрепшие руки подростка.
Мать занималась детьми, а работу по дому - убраться в квартире, купить продуктов, приготовить еду - делегировала старшему сыну. Отчим против этого не возражал - и ему стало жить удобнее: приходя домой после работы, не надо было браться за несделанные женой домашние дела, а можно было спокойно отдохнуть. Раздражало, правда, присутствие дома чужого ребёнка, но что делать - за удобство надо платить...
Костина бабушка очень тяжело пережила разлуку с внуком, пошла в активное наступление давно дремавшая в ней болезнь, и вскоре бабушка умерла. Костя лишился единственного человека, который его любил и был ему опорой в жизни.
Домашние хлопоты занимали всё его время - его не оставалось не только на уроки, но и даже на то, чтобы просто в школу ходить. Мать говорила - нечего там делать - что толку, что я в школу ходила, всё равно ничему не научилась!
Однажды, подходя к подъезду с тяжёлыми сумками, гружёнными продуктами, Костя поймал на себе пристальный и внимательный взгляд пожилой соседки по подъезду.
- Константин, я как посмотрю, ты всё в делах и в делах! - заметила соседка. - А в школу-то ты ходишь?
- Да, хожу. - ответил мальчишка. - Но не всегда.
- Понятно... - задумчиво промолвила соседка. - А заходи-ка ты ко мне хоть иногда. Да давай прямо сейчас и зайдём...
Костя пробыл у соседки минут двадцать. Она оказалась бывшей учительницей химии и биологии. Поговорили о том, о сём. Тамара Ивановна - а это была она - стала давать Косте книги из своей богатой библиотеки, и мальчишка открыл для себя новый мир, другую реальность...
Участие Тамары Ивановны вернуло в него веру в то, что мир не без добрых людей и радость от того, что хоть кому-то он не безразличен. Книги же помогли ему почувствовать себя сильным, способным бороться за своё будущее. Времени на чтение у него было мало, и он использовал каждую свободную минуту. Да ещё и ночи были в его распоряжении...
Скоро Тамара Ивановна обратила внимание на то, что Костя особо пристрастен к книгам о том, как устроено всё живое - к биологии. Тут уже она "взяла быка за рога" и пригрозила Костиной матери, что будет жаловаться на неё в отдел опеки и департамент образования на то, что она лишает сына возможности учиться, и мать стала отпускать парнишку к ней на два часа в день для занятий.
Уроки биологии и химии по два часа в день с профессионалом сделали своё дело; после школы Костя стал студентом медуниверситета на бюджете.
Учился он прекрасно, но и это не вдохновляло его мать и отчима поддерживать его материально - этим пришлось заниматься Тамаре Ивановне - пришлось ей "тряхнуть стариной" и взяться за репетиторство, чтобы спонсировать своего названого внука хотя бы первые два года.
С третьего курса Константин получил возможность подрабатывать и стал финансово независимым.
После окончания учёбы Константин на несколько лет уезжал в другой город, и там карьера толкового молодого специалиста круто шла в гору. Работы было невпроворот - врачей в маленьком городке не хватало, и работать зачастую приходилось за двоих - и по ночам, и в выходные. Там он женился и стал отцом.
И всё же, при малейшей возможности вырваться в город, где жила Тамара Ивановна, Константин Андреевич, приезжал туда и приходил к ней. А потом из вежливости заглядывал к матери - её семья к этому времени жила уже на другом конце города.
В один из приездов дверь квартиры Тамары Ивановны открыл незнакомый человек и назвался её двоюродным племянником. Объявил, что его тётушка скоропостижно умерла, а он единственный её наследник..
Константин очень просил показать её могилу, но оба эти дня, что Костя был в родном городе, племянник оказался катастрофически занят и никак не мог оторваться от своих дел.
Не сложилось с посещением могилы и в следующий приезд - племянник всё так же был занят, а потом Костя и след его потерял - унаследованную квартиру тот продал и исчез.
- Ну что же, - решил Константин, - раз не попасть мне на могилу, буду заказывать службы о поминовении в церкви - это важнее! Да так и делал.
И вот спустя пять лет после этого печального известия он вернулся в родной город, и в числе его пациентов оказалась "воскресшая из мёртвых" Тамара Ивановна. Та, которая дала ему путёвку в жизнь, вывела его в люди... Как она оказалась в доме престарелых?! И как случилось, что Константин узнал об этом только сейчас?! Ничем не помог, не спас её, не вызволил её из этой ямы, как она его когда-то!
Стыд огнём жёг душу Константина Андреевича... Не знал? А почему не копал поглубже, почему так легко поверил "племянничку"? Так было удобнее?
Как только Тамара Ивановна пришла в себя, Константин Андреевич, едва сдерживая себя, чтобы не броситься к её ногам, вошёл в палату - боялся он слишком бурными эмоциями обеспокоить ненадёжное сердце Тамары Ивановны...
- Костик! - воскликнула она, едва он показался в дверях. - Чудо какое! Ты здесь?!
Драгоценная пациентка рассказала своему доктору, как она оказалась в доме престарелых: племянник, оказавшись в очень стеснённых материальных условиях - невыплаченные кредиты, алименты и алкоголь - вспомнил про существование одинокой дальней родственницы и взялся активно осаждать её помощью - стал приносить продукты из магазинов, лекарства. Иногда даже на свои деньги.
Племянник стал часто бывать в квартире Тамары Ивановны, убедил её поменять старый документ о приватизации квартиры на новый, ссылаясь на то, что старое свидетельство со дня на день станет недействительным, и в результате манипуляций с документами Тамара Ивановна каким-то неведомым ей образом перестала быть собственницей своей квартиры - вскоре племянник потрясал перед её лицом дарственной, то есть квартира перешла в его руки.
Продав её, он избавился от своих долгов, а Тамаре Ивановне оказал милость, определив её в дом престарелых.
Константин Андреевич был потрясён случившимся... В какие бездны может провалиться совесть человека, если он идёт по головам близких, да и не близких тоже ему людей, спасая свою шкуру!
Тамара Ивановна долго не соглашалась стеснять семью дорогого Костеньки своим присутствием, тогда стороны пошли на компромисс: Константин Андреевич уговорил старушку поселиться в купленной им недавно в новостройке квартире, предназначенной для подрастающего сына.
И, раз её квартиру вернуть уже нельзя, пообещал ей заставить племянника вернуть деньги, которые тот получил за украденную у неё квартиру. Сделать это непросто, но ведь есть среди пациентов Константина Андреевича и риэлторы, и прокуроры! Ведь не может быть чтобы не нашли они конца той нитки, с помощью которой они размотают этот запутанный клубок! И пусть не гуляют на свободе безнаказанно такие "племяннички"!