-Пади, пади! Чо рот разинул? - прокричал "Лихач", обгоняя "Ванька",- держи правей-та!
"Ванька" обгонял дорогой, породистый рысак, благородно фырча ноздрями, и легко тащил за собой щегольский экипаж. Да и кучер-то сидел дородный, гордый - под стать своему рысаку.
-Оно, конечно, - с обидой смотрел вслед "Ванёк", - на такой лошади, да с такой упряжью...оно и я бы смог.
Но для "Ванька" это мечта... недостижимая. Потому как крестьяне ("Ваньки") приезжали в город на своих неказистых лошадках подработать, да и то, в основном,в зимнее время. По бедности они не имели даже хорошей упряжи, гужи часто рвались. "Ванек" за это часто "дразнили" "гужеедами". Кто ж согласится на такой лошадёнке ехать? Если только бедненький мещанин, да мелкий чиновник. Вот "Ваньки" и соглашались везти пассажира за самую низкую плату.
Другое дело "Лихачи". Эти за провоз брали высокую цену. Порой, простаивали три-четыре дня, но цены не снижали. Это были "извозчики-аристократы".
Для стоянки извозчиков городские власти отводили специальные места, называемые биржами. В других местах извозчикам стоять не разрешалось. Но, как говорят, если очень хочется, то можно: "Лихачи" вставали на самые выгодные места - у гостиниц и трактиров. Местные дворники и швейцары брали с них мзду. За то, что не сообщали в полицию. С которой делились. В итоге все оставались довольны.
Вообще, российские извозчики разделялись на извозников и городских извозчиков. Извозники занимались гужевой перевозкой товаров между населёнными пунктами. Среди городских извозчиков были ломовые (для перевозки тяжёлых грузов) и легковые (перевозка пассажиров). У ломовых извозчиков были лошади-тяжеловозы.
В больших городах существовал ещё каретный извоз - специальные экипажи для свадеб, похорон, визитов, катаний. Это были тройки с расписными, устланными коврами санями и колясками, упряжью с серебряными бубенцами, кучером в русском кафтане и шапки с павлиньим пером.
А в Москве, среди состоятельной публики востребованы были "голубчики". На чём же ещё добираться ночью до загородных ресторанов? "Голубчики" - парные запряжки "на отлёт": "коренник" породистый рысак и "пристяжная" - лошадь донской породы.
В Рыбинске, в 1870 году, купчиха Н.С.Апурина открыла на ул. Стоялой контору дилижансов "Курьер и тройка". И не прогадала! Запряжённые двумя лошадьми, это были узкие вагончики на четырёх колёсах. В салоне помещалось 17 пассажиров. На козлах сидели кучер и кондуктор. Горожане окрестили эти дилижансы "ноевыми ковчегами" и с удовольствием пользовались ими.
Ну, а богатые люди предпочитали передвигаться в собственных экипажах.
Большинство российских лошадей не были породистыми. И государство решило исправить эту ситуацию. В 1901 году в городах и сёлах Ярославской губернии можно было увидеть плакаты: "Объявление о случке с казёнными жеребцами Ярославской заводской конюшни".
В объявлении перечислялись по кличкам жеребцы с указанием цены за случку. Цена колебалась от 2 до 5 рублей. Каждый владелец кобыл мог случить ее с любым жеребцом и получить породистого жеребенка.
Хорошую лошадь можно было продать армии. В 1912 году военные платили за верховую лошадь 225 рублей (корова в это время стоила не более 80 целковых). За лошадь для запряжки в орудие или телегу с боеприпасами можно было получить 95 рублей. Лошадь для обоза стоила от 110 до 145 рублей. Вот и выгода: случка за 2-5 рублей, продажа уже породистой лошадки 95-225 рублей!
И сейчас можно представить, как водитель мощного джипа, обгоняя "жигулёнка", кричит в окно: "пади-пади! Чо рот разинул? Держи правей-та!"
Спасибо!
Понравилось? Жмите лайк и подписывайтесь на мой канал Губерния!