Хотел бы обратить внимание на такой аспект деятельности преподавателя, который иногда встречается в нашей работе. Это студенческий цинизм. Цинизм вообще выражается в воздержании от позитивного суждения, в стремлении уравнять противоположное, в нигилистическом глумлении над общепринятыми культурными нормами. Подобное отношение встречается в студенческой среде в виде отношения к предмету, к подаваемому материалу. Приходилось сталкиваться с приглушенными разговорами в коридорах, мол, «чему нас учат?». Или: «это же такая банальщина, в любом поисковике находится в 3 минуты, а мы ради этого в универ ходим»? Хотя отчасти эти домыслы имеют основу для существования (всё же порой преподаватели могут допускать подобные ситуации), всё же признать факт существования циничного отношения к учёбе и жизни в целом в молодых людях – это весьма прискорбно.
Образование во всём его объёме и глубине обладает целями, идеалами, отличается позитивностью, обусловленной необходимостью и стремлением к постижению знаний, обогащению ими, что всегда почиталось как благородное занятие. Сегодня же к образованию зачастую относятся либо как к повинности, по типу службы в армии, только для всех; либо как к рудименту, отжившему своё. Университет представляется для некоторых студентов старой формой, не связанной с реальностью. Все знания, как кажется некоторым, легко добываются в Интернет-среде или практической деятельности. Практика, конкретная работа, на которую многие поступают, или заводят своё дело, представляется в студенческой среде гораздо более привлекательным способом для реализации своих сил, умений и навыков. При этом к университету отношение у многих со студенческой скамьи начинает становится подчёркнуто циничным. Что университет – это оторванный от реальности «городок в городе».
Университет – большая корпоративная структура, ею трудно управлять даже применительно к профессорско-преподавательскому составу, а когда речь идет о студентах, предсказать круг возможных проблем и вопросов, связанных с их жизнью и обучением, просто невозможно. И всё-таки растущее влияние циничного отношения к жизни можно и нужно пресекать. Цинизм в своей природе деструктивен, ведёт в своём апофеозе к неумению и нежеланию мыслить и создавать что-либо, что отлично показано, например, у Антона Павловича Чехова в повести «Огни»: «Я понял, что мысли мои не стоят гроша медного и что до встречи с Кисочкой я еще не начинал мыслить и даже понятия не имел о том, что значит серьезная мысль; теперь, настрадавшись, я понял, что у меня не было ни убеждений, ни определенного нравственного кодекса, ни сердца, ни рассудка; всё умственное и нравственное богатство мое состояло из специальных знаний, обрывков, ненужных воспоминаний, чужих мыслей – и только, а психические движения мои были несложны, просты и азбучны… Я понял, что я не мыслитель, не философ, а просто виртуоз. Бог дал мне здоровый, сильный русский мозг с задатками таланта. И вот представьте себе этот мозг на 26 году жизни, не дрессированный, совершенно свободный от постоя, не обремененный никакою кладью, а только слегка запылившийся кое-какими знаниями по инженерной части». Не хотелось бы, чтобы студенты, покинув университет и проведя несколько лет на нелюбимой работе, так же встречали своё 26-летие. И от преподавателей это зависит в том числе.