Новая революция будет скорее культурной, чем политической. В первую очередь она обусловлена "новым восприятием". Данное положение Маркузе содержится в его книге "Контрреволюция и бунт".
Оказавшийся под угрозой капитализм повсеместно институционализирует контрреволюцию (усиливает надзор, прямую или непрямую цензуру, манипулирует сознанием, подавляет радикальную оппозицию и т.д.). В этих условиях революции ленинского стиля принадлежат прошлому. И уже мало что можно ожидать как от ставших реформистскими коммунистических партий, так и от интегрированного в передовое индустриальное общество пролетариата.
Но остается еще наиболее просвещенная часть населения — писатели, деятели искусства и т.д. Остаются интеллектуалы из "новых левых", способные «вообразить» социальные формы будущего, развивая "подлинное контрсознание, способное переломить фетишизм общества потребления". Возможности подрывной деятельности обнаруживаются и у "аутсайдеров" — маргиналов, в сфере бессознательного, в сфере эстетики, в "культурной революции". Маркузе признает важность новых секторов борьбы: культуры, искусства, поэзии, повседневной жизни.
"Новое восприятие"и новые ценности. Но важнее всего появление "нового восприятия". Новый, неконформистский способ восприятия должен стать движителем социальных изменений. Еще в рукописях 1844 г. Маркс подчеркивал, что чувства обладают разрушительным потенциалом. Он призывал к полной эмансипации всех чувств и всех человеческих качеств.
Это "новое восприятие" является носителем новых ценностей. Нужно отказаться от ценностей капитализма: производительности, товарно-денежного фетишизма, духа конкуренции, агрессивности и т.д. Им нужно противопоставить "контрповедение", "контрценности" (чувствительность, чувственность, покой, мир, нежность, красоту и т.д.), чтобы добиться признания нового качества жизни.
Искусство и революция. На этом пути искусство выполняет решающую функцию. На практике эстетика опровергает действительность. Искусство противоречит существующей действительности. Произведение искусства — это восстание против действительности. Оно напоминает об ином порядке, который отвергает существующий порядок: о мире красоты и гармонии.
Человек искусства — это раскольник. Он постоянно отмежевывается от безумного общества, создавая другой мир. Он делает реальным нереальное, существующим несуществующее. Человек искусства выступает как свидетель, дающий показания против существующей действительности, сообщая предчувствие нового мира — идеального. Это — параллельный мир. Все знают слова Сезанна о том, что "искусство это гармония, параллельная природе".
Маркузе указывает на этот "политический потенциал искусств", на их свойство отрицания, подрыва. Красота становится революционной ценностью.