"Мы находимся в поезде, который набирает скорость, мчимся по пути, где стоит неизвестное количество стрелок, ведущих к неизвестным пунктам назначения. В кабине паровоза нет ни одного учёного, а у стрелок могут оказаться демоны. Большая часть общества находится в тормозном вагоне и смотрит назад".
Ральф Лэпп.
"Мы — шизофреническая нация, не связанная никакими общественными нормами, не сдерживаемая никакой религией, без общего ощущения истории, мифа, языка, искусства, философии, музыки или культуры, мчащаяся в неопределённое будущее, питаемая только лёгкими деньгами, лицемерием и чистым импульсом".
американский блогер Джонатан.
Среди аналитиков, занимающихся изучением накопившихся геополитических и финансово-экономических противоречий, вероятность для США сойти в Лету, вполне допускается. (Не буду касаться пророчеств на эту тему). Почему так? Почему страна, подобно пылесосу поглощающая ресурсы всего мира, оказывается колоссом на глиняных ногах? По мнению Фрэнсиса Фукуямы, американское общество столкнулось с кризисом идентичности (не путать с идеологической, мировоззренческой, духовной). О чем он и пишет в эссе «Против политики идентичности».
Суть эссе в следующем.
США как "оплот" либеральной демократии потерял, в глобально-идеологическом смысле, свой мировой авторитет. Репутационные потери оказались настолько мощными, что привели к пока ещё латентному (скрытому) кризису Системы в целом. В следствии этого, произошёл откат (во всем мире) демократических Систем к более традиционным формам режимов - авторитарных, деспотических, клерикальных (Китай, Россия, Иран). Набирает силу реваншизм и популистский национализм. В общем, капиталистическая Система в демократической оболочке терпит поражения на всех фронтах. И связано это всё не с экономическими противоречиями, а с глобальным поиском собственной идентичности. То что Фукуяма называет "политикой идентичности". Если проще, естественное стремление человека к само-достоинству. К признанию собственной ценности. Помните, Карнеги писал о "чувстве собственной значимости".
В самих США - это явление достигло апогея. Транссексуалы, интерсексуалы, этнические и религиозные меньшинства, иммигранты, беженцы, ЛГБТ-эшники - требуют расширения правового поля и усиления своих политических позиций в американском обществе. Я думаю, что начав как маргинальное и преследуемое, в общественном сознании меньшинство, эти - ОНО хотят полного доминирования (желательно с мощным карательным инструментарием). Понятно, что их усилия встречают сопротивление. Помните: "действие равняется противодействию". И это происходит.
Фрэнсис сетует на то, что когда-то целостное общество фрагментируется и разрывается на сегменты. И это ... может быть началом конца!
Экономическое неравенство он также не обходит стороной. Ненависть к элитам (космополитической по своей сути) растёт по экспоненте. Фрэнсис касается проблем афроамериканцев, которых хоть и признали равноправными членами общества, но в экономическом плане их патологическая бедность стала "притчей во языцех". Фукуяму тревожит то, что за последнее десятилетие социальный распад накрыл "медным тазом" и белое население США. Потеря социального статуса ложится тяжким бременем на последних. "Эта связь между доходом и статусом помогает объяснить, почему националистические или религиозно-консервативные призывы влияют больше, чем призывы традиционных левых, базирующиеся на экономических основаниях. Националисты говорят, что они недовольны следующим: раньше они всегда были главными в великой нации, но иностранцы, иммигранты и элиты сговорились отодвинуть их. «Ваша страна — уже не ваша, — говорят они, — и вас не уважают на вашей собственной земле». Религиозные правые рассказывают похожую историю: «Вы являетесь членами великой общины верующих, преданной неверующими. Это предательство привело к вашему обеднению и является преступлением против Бога ... И хотя они являются членами доминирующей этнической группы, многие представители белого рабочего класса считают себя жертвами. Они маргинализованы. Такие настроения проложили путь к появлению политики правой идентичности, которая в крайнем случае принимает форму явно расистского белого национализма," - пишет Фрэнсис.
Очевидно, все больше нищающих американцев видят "корень зла" в мигрантах и расовых меньшинствах. В совокупности всё это серьёзный детонатор для вероятного социального взрыва, а в последствии... и гражданской войне.
Выход Трампа на большую политическую сцену ("весь мир театр и игра"), способствовал усилению, кристаллизации этих накопившихся противоречий.
Честно говоря, выход из этого тупика по Фрэнсису, мне не кажется убедительным. ("Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"). Не верю, что унифицированная идентичность - это панацея от всех бед. Для апологета "Конца истории", проблема заключается в том, как пройти между Сциллой (национальная идентичность) и Харибдой (базисным разнообразием американского общества). Романтическая опора на идеи конституционализма, верховенство закона и равенство людей похвально, но насколько реально эти идеи отражают объективную жизнь рядового американца. Ведь по его же словам: "в сравнении с Европой Соединенные Штаты гораздо более приветливо относились к иммигрантам, отчасти потому, что в начале своей истории они создали «кредовую» национальную идентичность... Американизм представляет собой набор убеждений и образ жизни, а не этническую принадлежность".
Это принципиальный момент. Фрэнсис признает фактически наступившую: хаотизацию, дискретность, фрагментарность американского общества. Он честно называет это кризисом сложившейся Системы. Системным кризисом. Но а предложение о принципиальном отказе (для Европы) от "национальной идентичности, основанной на этнической принадлежности", для меня является свидетельством его "пещерного" космополитизма.
Но в целом, Фукуяма верит - американцы преодолеют этот Вызов истории. Сохранят свою мировую гегемонию и продолжат нести "свет демократии" в остальной "диктаторско-тиранический" мир.
скрины из открытых источников сети-интернет