Найти в Дзене
Кино без мужа

"ПАРАЗИТ" ДЯДЯ МИТЯЙ — САМЫЙ НЕПРИЯТНЫЙ ГЕРОЙ ФИЛЬМА "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ"

Комедия "Любовь и голуби" (1984), пожалуй, самая народная и жизненная из всех, снятых в советские годы. Под внешней комедийностью сюжета скрывается глубокая драматичность жизни простого человека, который стремится к счастью, но с каждым годом все больше смиряется с ворохом проблем и недосягаемостью идеалов, непреодолимых и несовместимых с таким понятием, как счастье. Необыкновенно светлым и добрым этот фильм делает тема прощения, основная, центровая. В нем все что-то прощают друг другу. Люди вообще делятся на два основных типа: те, кто прощают и те, кого приходится прощать. Дядя Митяй относится ко второму. Глядя на него понимаешь правдивость поговорки "Наглость — второе счастье человека". Митяй — опасный тип, из тех, кто никогда себя не обидит. Поэтому обиды всю жизнь терпит баба Шура. Как в той сказке про мужика, медведя, вершки и корешки: какими бы ни были условия, Митяй целеустремленный, изворотливый и хитрый. Настоящая сволочь! Он тот самый нарцисс и абьюзер в одном флаконе, есл

Комедия "Любовь и голуби" (1984), пожалуй, самая народная и жизненная из всех, снятых в советские годы. Под внешней комедийностью сюжета скрывается глубокая драматичность жизни простого человека, который стремится к счастью, но с каждым годом все больше смиряется с ворохом проблем и недосягаемостью идеалов, непреодолимых и несовместимых с таким понятием, как счастье.

Необыкновенно светлым и добрым этот фильм делает тема прощения, основная, центровая. В нем все что-то прощают друг другу. Люди вообще делятся на два основных типа: те, кто прощают и те, кого приходится прощать.

-2

Дядя Митяй относится ко второму. Глядя на него понимаешь правдивость поговорки "Наглость — второе счастье человека". Митяй — опасный тип, из тех, кто никогда себя не обидит. Поэтому обиды всю жизнь терпит баба Шура. Как в той сказке про мужика, медведя, вершки и корешки: какими бы ни были условия, Митяй целеустремленный, изворотливый и хитрый. Настоящая сволочь! Он тот самый нарцисс и абьюзер в одном флаконе, если хотите.

Баба Шура значительно проигрывает интеллектом своему непутевому супругу. Об этом говорит тот простой факт, что будучи уже пенсионером, Митяй все равно обводит Шуру вокруг пальца каждый раз, когда хочет выпить. Только развившаяся чуйка на выкрутасы супруга помогает Шуре пресекать попытки к пьянству.

Митяю скучно жить, поэтому он пьет и издевается над женой, троллит ее, выражаясь современным языком. Ее и окружающих. Дядя Митяй не думает о последствиях своих выходок, такое качество, как эмпатия, ему чуждо. Ему нравится выводить людей на эмоции, чувствовать свое всемогущество — поэтому он сообщает Надюхе о производственной травме Василия, разыграв трагедию и доведя всю семью до истерики.

-3

Он делает это не просто так: наказывает Надю, которая сорвала им с Васей посиделки с пенным. Митяй злопамятный и мстительный. Он добивался вполне конкретного результата, хладнокровно наблюдая за перепуганной Надюхой. Не просто так баба Шура его пыталась лопатой поколотить за этот злой розыгрыш. Да и Надюха потом его не хотела в дом пускать, соседствуют они не первый год, и она тоже прекрасно знает его жестокий характер.

Тем не менее, Надюха ведется на его россказни о сердечном приступе бабы Шуры. Ей, простой и доброй женщине, и в голову не могло прийти, что таким можно шутить! Что характерно, дяде Митяю не столько хотелось выпить, сколько обмануть Надюху, в очередной раз продемонстрировав себе самому в первую очередь, на что он способен. Это как раз типичная черта психопатов — ходить по краю, нарушать общепринятые нормы поведения, кощунствовать, обесценивая мораль и высшие ценности. А еще — упиваться негативными эмоциями своих "жертв", в которые он выбирает доверчивых искренних людей.

Утешает Надюху, погрузившуюся в 3-дневный транс, Митяй поскольку его начинает напрягать факт перемен и затянувшееся внимание к кому-то, кроме себя. Еще его триггерит проявление искренности и любви в сцене, когда Надюха просит прощения и обнимается с дочерьми. Тут Митяй смолчать не может и ляпает фразу, стоившую ему дорого: "Щас потоп будет!", чем и вызывает огонь на себя. Если бы не вернувшийся от Раисы Василий, прыгать бы ему с обрыва за танцплощадкой снова!

-4

Митяй всю жизнь прожил, как хотел: пил, гулял и мелко пакостил близким. И его слова о колючей проволоке и минах, среди которых он ползал во время службы, завершают образ этого пакостного человека. Там, среди опасности и смертей, он не поднялся до уровня человечности, не перерос себя. Повоевав, он вернулся домой, где устроил вечное минное поле для жены.

"Я ж спокойные дни по пальцам пересчитать могу!" — восклицает баба Шура, и это правда! Митяй ни в чем не раскаивается и ни о чем не сожалеет. По его мнению, правильно поставлено дело у горняков, как он по ошибке называет горцев — у них женщина и войти не смеет в комнату, когда мужчины разговаривают.

-5

Дяде Митяю повезло, что жил он в те годы, когда от ни от каких мужьев, даже таких бестолковых и гадких, как он, не принято было уходить. А ушла бы от него баба Шура, спился бы он и ходил бы по деревне, приставая к прохожим, пока кто-нибудь не проломил бы ему голову за его дурацкие и злые шутки.

Вообще, образ дяди Митяя — интересный и колоритный. Думаю, у каждого в жизни был такой дядя Митяй, любитель веселья, шутник и авантюрист. И только с годами, с появлением печального жизненного опыта, становилось понятно, почему его недолюбливали знакомые, а жена его вечно ходила замотанная и недовольная.

Вот и становится понятно, почему баба Шура вступила в контры с Надюхой, которая попросила ее позвала Василия на старый причал, а сама не пошла на "переговоры". Вася один раз налево пошел и вернулся с раскаянием, а баба Шура всю жизнь прощала своего непутевого супруга, которые прощения никогда и ни за что не просил.

Почему прощала? Потому что иначе бы не выжила рядом с этим паразитом!