Продолжение. Начало здесь.
Еще одним хорошим упражнением может служить игра, в которой необходимо правильно определить, на какой именно звук (сочетание звуков) начинается то или иное слово. Как правило, дети хорошо распознают в этом случае гласные звуки, чуть лучше - сонорные ([л], [м], [н], [р]), а хуже всего - глухие согласные звуки. Необходимо, чтобы ребенок мог:
- назвать начальный звук в том или ином слове (игра усложняется от гласного до глухого согласного звука);
- слово, начинающееся на заданное сочетание звуков (слог);
- слово, начинающееся на тот или иной конкретный звук (игра опять усложняется от гласных до глухих согласных).
Обратите внимание - речь идет именно о звуке, а не о букве! Если на звук [й] ребенок назовет не только йогурт, но и ёлку, и енота, - он будет прав.
Если ребенку трудно придумать на нужную букву хотя бы одно слово, можно давать ему определенные подсказки: есть такой фрукт, ягода, птица с черными перьями... и так далее, до тех пор, пока ребенок не назовет нужное слово.
Игра "Сложи звуки в слова". Ребенку называется последовательность из нескольких звуков, а он должен самостоятельно составить из них слово. Первоначально можно брать самые простые слова из двух-трех звуков: он, пёс, нос и т.д. Взрослый произносит, четко выговаривая звуки и отделяя их друг от друга:
- [н], [о], [с]. Что за слово получилось?
По мере развития фонематического слуха и умения ребенка соотносить звуки и буквы игру можно разнообразить, меняя местами произносимые звуки или давая две-три буквы в виде карточек или деревянных фигур и предлагая составить из них слово, произнося при этом нужные звуки. Внимание! К этому этапу можно переходить не раньше, чем ребенок научится хорошо анализировать звуковой состав слова. При буквенно-звуковом анализе для игры можно давать только те слова, которые пишутся точно так же, как слышатся!
Мы продолжим наш разговор об играх для развития фонематического слуха и звукового анализа в следующей статье. Оставайтесь с нами!