Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

Постоянная опасность, деньги и "пенсия" в 30 лет: как живут ныряльщики за жемчугом в Бахрейне

Жемчуг можно по праву считать одним из древнейших украшений, чья ценность не упала и по сей день. Еще с незапамятных времен люди поняли: эти перламутровые шарики выглядят красиво, ими можно украшать себя и обстановку вокруг, поэтому жемчужный промысел стал невероятно популярен в прибрежных странах. А особенно — в странах Персидского залива, одной из которых является Бахрейн.

Здесь люди столетиями передают из рук в руки навыки ныряльщиков за жемчугом. Раньше такие ныряльщики в одиночку могли кормить свою семью, а порой — целый род. И, кажется, в современном мире, нырять без снаряжения на огромную глубину просто нет смысла: жемчужные фермы справляются со своей задачей и выращивают столько жемчуга, что его может хватить буквально на весь мир. Но нет. Находятся любители, которые хотят "натуральное" украшение, а за его добычу они готовы доплатить.

И пусть с каждым годом таких любителей становится все меньше и меньше, промысел ныряльщиков пока существует. А о том, чем живут эти люди, как они ныряют и каков их путь, я и хочу сегодня поговорить.

-2

И начать хочется с того, что ныряльщик за жемчугов в том же Бахрейне — это профессия, которой обучают ребенка с самого детства. Впрочем, профессия — слишком громко сказано. Скорее уж это ремесло, которое передается от отца к сыну. Как правило, в странах залива в рыболовецких деревушках дети учатся ходить едва ли раньше, чем плавать, поэтому обучение проходит естественно, а начинается оно лет с 6-7. В это время отцы начинают обучать своих детей технике ныряния.

-3

Надо отметить: Персидский залив считается довольно мелким, ныряльщики достают жемчуг тут с глубины не более 10-15 метров, что довольно неглубоко по глобальным меркам. Только вот для среднестатистического человека такое ныряние все равно — нечто за гранью возможного. Порой ныряльщики проводят под водой по 2-3 минуты без кислорода, но с активными движениями. Конечно, своих секретов они не раскрывают, отмечая лишь то, что у каждого поселка своя технология погружения, делиться которой с пришлыми людьми никто не будет — нечего конкурентов плодить. Все что известно, так это то, что детей учат нырять с молодых ногтей. Причем так активно, что уже к 15 годам те становятся полноценными ныряльщиками.

-4

Впрочем, некоторые аспекты ныряния все-таки известны. Первый из них — хорошая физическая подготовка. Ныряльщик должен быть сильным, ловким и бесстарашным. И дело тут не только в высокой физической активности, но и в богатой, а порой и агрессивной, флоре и фауне, которая может погубить человека. Мурены, акулы, водоросли, в которых можно запутаться — на дне ныряльщик может столкнуться со всем, с чем угодно. Поэтому погружаясь, он всегда берет с собой нож, а силу отрабатывает не только под водой, но и на берегу. Впрочем, помогает это не всем: смертность в этой профессии крайне высока.

Второй интересный момент — отказ от еды и воды на время ныряния. Полный желудок, вместе с сильными физическими нагрузками, может не только затруднить погружение, но и вызвать плохое самочувствие. Поэтому на время всей работы на глубине, а иногда это 5-7 часов, люди просто отказываются от приема пищи.

-5

Третья особенность погружения — огромные камни, которые сопровождают ныряльщиков на дно. Каждый раз опускаться вниз своим ходом — трудо- и воздухозатратно. Поэтому мужчины просто цепляются за большой камень с веревкой и... тонут вместе с ним, добираясь до дна за считанные секунды. Уже на дне они собирают в специальные нагрудные корзинки раковины, а потом по веревке всплывают вверх.

-6

Как только один ныряльщик всплыл, камень вытаскивают, а с ним на дно отправляют отдохнувшего товарища. Надо отметить: в этом случае устает не только сам ныряльщик, но и "корабельный" (а в данном случае — лодочный) экипаж, который постоянно бросает и поднимает камень.

По итогу за день может быть добыто жемчуга на несколько сотен, а то и тысяч долларов. Только вот не всегда этого удается достичь: в условиях дикой природы, не все моллюски, поднятые со дна, могут порадовать ныряльщиков жемчугом. Нередко внутри у них можно найти только тело самого животного. Иногда находят совсем мелкий жемчуг, но даже одна хорошая жемчужина иногда может сделать весь день.

-7

Так неужели такие ныряния и правда могут сделать людей баснословно богатыми? К сожалению, нет. Век ныряльщиков очень короток: запредельные нагрузки, давление воды, кислородное голодание и просто работа на пределе сказывается на здоровье этих людей. Многие из них к 30-35 годам просто не могут больше нырять так, как раньше. Сердце начинает отказывать, возрастает риск инсульта на глубине, да и в целом КПД заметно падает. Поэтому потом ныряльщики переходят в лодки, а потом и на сушу.

Такая вот опасная, тяжелая и древняя работа. А еще — неблагодарная. Ведь эти люди буквально жертвуют своим здоровьем за красивые камушки, которые будут радовать потом кого-то другого, а не их.

Бахрейн
1890 интересуются