Найти тему
Драга.Лайф

День военного летчика: история и традиции праздника День создания армейской авиации 28 октября – 15 малоизвестных фактов о вертолетах

Оглавление
Ми-24 один из самых массовых вертолетов в мире. Фото: pxhere.com
Ми-24 один из самых массовых вертолетов в мире. Фото: pxhere.com

Ми-24 может взлетать «по-самолетному». В Афганистане для взлета брали площадку 100-150 метров, для разбега.

Начало своей истории армейская авиация берет с конца 40-х годов прошлого века. Точнее, 28 октября 1948 года. Так датируется момент создания первой авиационной эскадрильи, которая была укомплектована вертолетами Ми-1. Основу составляли Г-3 Братухина Ивана. Это многоцелевые винтокрылые машины, которые имели потолок до 2,5 тысяч метров высоты. Через пару десятков лет их заменили более маневренными Ми-24.

Сейчас армейская авиация насчитывает более 3 тысяч боевых машин. Модификации их различны, и некоторые конструктивно уникальны – у них нет аналогов в мире. Сегодня, в составе есть ударные Ка-52, Ми-35, грузовые Ми-8, Ми-26 и другие.

Вертолеты армейской авиации

Ми-8

Ми-8. Фото: rostec.ru
Ми-8. Фото: rostec.ru

Один из наиболее массовых многоцелевых вертолетов в мире. Более 12 тысяч машин произведено, в различных модификациях. Существует даже версия «арктическая» для работы в условиях Крайнего Севера. Также применяется в гражданской авиации.

Ми-26

Ми-26. Фото: rostec.ru
Ми-26. Фото: rostec.ru

Тяжелый грузовой вертолет, который может брать до 20 тонн груза, в том числе негабаритные на внешнем подвесе. Впервые в боевых условиях применялся в Аганистане в середине 80-х годов прошлого века.

Ми-28

Ми-28. Фото: Vitaly V. Kuzmin. vitalykuzmin.net
Ми-28. Фото: Vitaly V. Kuzmin. vitalykuzmin.net

Ударный вертолет, ориентированный на уничтожение бронетехники противника. Имеет усиленную защиту и живучесть. Может применяться в любое время суток (за что получил прозвище «Ночной охотник»). Из особенностей может равнозначно управляться как командиром экипажа, так и вторым пилотом. Модернизация Ми-24, без грузового отсека.

Ка-50

Ка-50. Фото: dzen.ru/boevye_podrugi
Ка-50. Фото: dzen.ru/boevye_podrugi

Знаменитый вертолет «Черная акула». Стал прорывом в вертолетостроении. В нем применили технологию двух несущих винтов, которые вращались в противоположных направлениях. Это обеспечило недостижимую ранее маневренность. Экипаж состоит из одного пилота, что приводит к двойному сокращению потерь дорогостоящих пилотов. Также на этом вертолете установлена система катапультирования, что ранее (и до сих пор) не применялось в мировой практике. Ну и, наконец, про этот вертолет снят в 1993 году остросюжетный художественный фильм «Черная акула». В главной роли снялся герой Советского Союза, генерал-полковник Валерий Востротин.

Ка-52

Ка-52. Фото: rostec.ru
Ка-52. Фото: rostec.ru

Разведовательно-ударный вертолет для уничтожения наземных целей -живой силы или бронированной техники противника. Применяется и как разведчик.

Ми-24

Ми-24. Фото: FOX 52 \ commons.wikimedia.org
Ми-24. Фото: FOX 52 \ commons.wikimedia.org

Фактически один из первых многоцелевых вертолетов, который имеет богатую историю боевых применений во всем мире. Но его боевые возможности снижены из-за десантного отсека. Поэтому, к концу 80-х годов прошлого века стало ясно, что нужно модернизировать.

Ми-35

Ми-35Н. Фото: rostec.ru
Ми-35Н. Фото: rostec.ru

Глубокая модернизация Ми-24. Может уничтожать бронетехнику и живую силу в любое время суток и при любых метеоусловиях. Может транспортировать до 3-х раненых.

Почти все перечисленные вертолеты сейчас применяются в армейской авиации, и как правило имеют модификации, в зависимости от задач, и соответственно «обвеса».

Интересные факты о вертолетах и пилотах

1. Обычно вертолет имеет один несущий винт. Для стабилизации и удержания от вращения, его компенсирует малый винт на хвосте. Двухвинтовой вертолет может летать и маневрировать даже, если ему «отстрелят» хвост. Одновинтовой, при этом, гарантировано теряет управление

2. Самый тяжелый груз (44,2 тонны) поднял в небо Ми-12, на высоту более 2 км. Но, в серию этот вертолет не пошел.

3. Ми-26 – самый большой в мире (из серийно выпускаемых)

4. Ка-50 «Черная акула» был единственным военным вертолетом, с экипажем из одного человека. Стандартно же, экипаж из двух человек – пилот и стрелок

5. Самый дорогой вертолет в истории – военно-транспортный Sikorsky CH-. Цена одной машины более 125 млн долларов

6. Слово «вертолет» ввел в обиход советский конструктор Н.И. Камов в 1929 году. До этого это были «геликоптеры»

7. Самому старейшему «вертолету» в истории человечества, более 2,5 тысяч лет. Это игрушка из Древнего Китая – палочка с перьями, которую для запуска следовало сильно крутнуть между ладоней

8. У пилотов есть свои приметы: нельзя ходить по малой нужде до вылета перед носом вертолета; нельзя фотографироваться перед вылетом; и классика жанра – вместо порядкового «последний» говорят геолокационное «крайний»

9. Ка-50 хоть и не пошел в серию, но установил некоторые рекорды. Так, например, он может сделать «мертвую петлю» или «воронку», при этом не теряет наведение на цель, и способен с тангажом до 35 градусов на скорости 180 км\ч уклоняться от ПВО противника

10. Когда в широтах обитания пингвинов появились первые вертолеты, то потребовалось введение новой должности «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что любопытные пингвины задирали головы, когда взлетал вертолет, и падали на спину. Зачастую, встать со спины могут далеко не все пингвины, и их должен переворачивать на живот «специальный» человек

11. Во время войны во Вьетнаме, в обиход у американских солдат и пилотов вертолета вошел термин «гайка Иисуса» - это деталь, которая удерживает лопасти главного ротора. Фактически, без нее вертолет сразу потеряет управление. «Молитесь Иисусу, чтобы она не сломалась», - так тогда говорили. Выражение прижилось, и стало обычным в авиации

12. Высотный потолок обычного вертолета около 3 тысяч метров. Но, есть модификации, способные подниматься на высоту до 9 тысяч метров. На таком вертолете можно высадиться на вершине Эвереста

13. Принц Уильям, а ныне король Великобритании Карл III, является сертифицированным пилотом вертолета. Он прошел специальную подготовку в поисково-спасательных силах ВВС Великобритании.

14. Из-за большой массы, Ми-24 может взлетать «по-самолетному». В Афганистане для взлета брали площадку 100-150 метров, для разбега. Садился тоже часто также, но по другой причине- надо было видеть землю при посадке. Если садился вертикально, то в облаке пыли терялась земля

15. В июне 1982 года, сирийский Ми-24 сбил израильский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». Самолет выдал себя излучением на радаре. Ми-24 выпустил по нему 2 ракеты Р-60 на дальности 8 км. Обе попали вцель. При этом скорость «Фантома» была в полтора раза выше скорости звука. Осенью того же года, Ми-24 сбил еще один «Фантом». Оба случае, разумеется отрицаются израильской стороной.

Источник: Курьер.Среда