Найти тему
NW24

Донбасс – как икона: художник Алексей Крюков в портретах ополченцев раскрыл вечную загадку русской души

   Из личного архива художника Алексея Крюкова
Из личного архива художника Алексея Крюкова

Сколько великих людей пытались найти ответ на вопрос о загадочной русской душе!

Пытались объяснить эту древнюю неизъяснимую магию непреходящей силы великого народа… Тщились и Достоевский, и Толстой. И историки, и антропологи.

Пассионарность и «авось», Европа и Азия, христианство и язычество – на каких только рубежах не искали истины.

А правда, она проста, как полдень.

И дорогу к ней, как положено, всегда показывает творец. Тот, кто есть проводник, и чья выстраданная исповедь неотделима от Его безмолвного голоса…

Последние дни февраля этого года навсегда разделили нашу реальность на «до» и «после». И в этой новой реальности ответ на извечный вопрос о загадочной русской душе для многих стал очевиден.

   В степях Донбасса. х.Каменка
В степях Донбасса. х.Каменка

Художник Алексей Крюков, несмотря на свой – достаточно юный для художника-реалиста – возраст, занимается патриотической темой давно. Еще в 2014 году, когда события на Донбассе только начинали показывать свою зловещую суть, 27-летний выпускник РАЖВиЗ Ильи Глазунова отправился прямо в эпицентр страшных событий.

   Из личного архива художника Алексея Крюкова, Донбасс, Курган Саур-Могила, 11 декабря 2017 год
Из личного архива художника Алексея Крюкова, Донбасс, Курган Саур-Могила, 11 декабря 2017 год

По собственному признанию, его вдохновляли образы простых людей, которым грозная судьба не оставила выбора. Да которые и не выбирали — сражаться за Родную землю или нет, потому что не стоит подобного выбора перед русским человеком…

— Каждый герой для меня был наделен определенным символизмом, — признался сам Алексей. – Для меня глубинный символизм ополчения Донбасса неотделим от образов былинных богатырей, древнерусских витязей, и других доблестных воинов — знакомых каждому из нас литературных героев – мужественных солдат из «Войны и мира» Толстого, защитников русской земли из «Тихого Дона» Шолохова…
Когда общаешься с этими людьми, то понимаешь, как мало на самом деле их отделяет от канонических героев, скорее – наоборот, видишь, кем вдохновлялся сам Толстой и Шолохов. Ты воочию видишь – вот, вот они – настоящие патриоты, защитники своей русской земли. Ими и писалась доблестная военная история России! Они были тогда. Они есть сейчас. И они все там — на Донбассе.
   Портрет снайпера Андрея. Дебальцево.   
2016, холст, масло, 155 х 170 см
Портрет снайпера Андрея. Дебальцево. 2016, холст, масло, 155 х 170 см

О себе, как и положено творцу, заточенному на диалог с иными категориями бытия, Алексей Крюков говорить не любит. Поэтому все вопросы о резонансе с эпохой старается очистить от лишнего пафоса:

— Наверное, любые вопросы о, как бы то ни было, духовном зрении – обостренном или нет, все же преждевременны, но, как и любой человек, не отделяющий свою жизнь от жизни своей Родины, я чувствую внутри отклики, и эта рефлексия носит определенную долю болезненности в связи с характером происходящих событий. И она не может не побуждать меня к созданию полотен. Все идет от сердца. Я пишу — как чувствую.
Определяясь с выбором темы, я прекрасно понимал, что Русский мир, в либеральных кругах – во всем этом привычном мейнстриме — считается чуть ли ни дурным тоном.
Многие живущие в Москве и не представляют, как выживают люди в Донецке, в Луганске. Для них уже идет настоящая Великая Отечественная война, идет уже 8 лет! Поэтому у меня и появилась настолько чёткая и однозначная позиция. Я руководствовался желанием поддержать наших соотечественников, которые сделали свои выбор. Они выбрали оставаться с Россией!

   Портрет ополченца Леонида   
2015, размер 90 х 130, холст, масло
Портрет ополченца Леонида 2015, размер 90 х 130, холст, масло

— Когда вы ездили на Донбасс, вам было страшно?

— Нет. Волнения, конечно, были. Но … Меня на поездку благословил старец Илий, я приезжал у нему в Переделкино. Благословляя батюшка сказал: «То, что ты делаешь — это важно для России». Поэтому сомнений не было. Вообще. Ни одной минуты. Собрался — и поехал.

   Портрет комбата А.С. Павлова ( Моторола)   
2015, холст, масло
Портрет комбата А.С. Павлова ( Моторола) 2015, холст, масло

По поводу выбора героев для будущих картин Алексей тоже говорит предельно искренне – слушал свое сердце:

— Конечно, я старался выбирать разные характеры, чтобы была яркой фактура… Но когда я вглядывался в их лица, не мог не видеть в них Тëркина, Евпатия Коловрата, Алексея Маресьева.. Скорее, это видение сердца. И потом, когда ты пишешь, уже понимаешь, иначе и быть не могло. Подобная преемственность образов сквозь века не может не трогать творческого человека.

   Портрет танкиста Владимира Егоровича.   
2015, холст, масло, размер 195 х 285 см
Портрет танкиста Владимира Егоровича. 2015, холст, масло, размер 195 х 285 см

Позировать по несколько часов в условиях боевых действий невозможно, поэтому Алексей старался увидеть в каждом ополченце главное, да и даже на это у художника было не так много времени: эскиз за 30 минут – максимум, что может позволить себе мастер на реальной войне:

— Поскольку я художник реалистического направления, то сложности на Донбассе были с тем, что не всегда удавалось написать военного человека с натуры, — объяснил мастер. – Да и как и у любого человека возникали какие-то бытовые вопросы, вопросы организации и логистики…

   Портрет комбрига А.Б. Мозгового.   
2015, холст, масло
Портрет комбрига А.Б. Мозгового. 2015, холст, масло

Тем не менее несмотря на все сложности и «получасовые сессии» Алексей умел со многими подружиться:

   Портрет ополченца Николая, п. Логвиново.   
2015, холст, масло, размер 160 х 170 см
Портрет ополченца Николая, п. Логвиново. 2015, холст, масло, размер 160 х 170 см

— С большинством из ребят, с которыми я тогда познакомился на Донбассе, общаемся до сих пор, держим связь, — рассказал он. — К сожалению двое из моих товарищей погибли. Одного из них я рисовал. Восемнадцатилетний парень из Донецка – Виталик… Позывной «Малой»… Я познакомился с ним в Дебальцево, он был участником Дебальцевского котла… О таких моментах мне тяжело думать – и как художнику, и как человеку.

   Ополченец Виталик. Дебальцево   
2015, бумага, сепия
Ополченец Виталик. Дебальцево 2015, бумага, сепия

Кисти Алексея Крюкова принадлежит самый известный портрет писателя Захара Прилепина. Им неоднократно были проиллюстрированы материалы не только редакции LIVE24, но и других изданий.

   Портрет Захара Прилепина. «Раздумье» .   
2017, холст, масло, размер 140 х 175 см
Портрет Захара Прилепина. «Раздумье» . 2017, холст, масло, размер 140 х 175 см

— С Захаром Прилепиным нас познакомил Донбасс, наверное, по-другому и быть не могло, — говорит художник с улыбкой. – Впечатления у меня от общения остались самые яркие и – одновременно — самые тëплые. Захар – очень душевный, настоящий. При этом, он один из немногих деятелей культуры, кто действительно откликнулся на трагедию Донбасса. Откликнулся по-настоящему. Мы с ним замечательно пообщались, что лишний раз убедило меня в его исключительности. Как выяснилось, мы оба обожаем творчество Гелия Коржева (советский, российский художник-живописец, Академик АХ СССР. Народный художник СССР, представитель «сурового стиля» — прим. ред.)! Сошлись!

   Портрет Захара Прилепина. ДНР   
2017, бумага, соус, размер 77 х 64 см
Портрет Захара Прилепина. ДНР 2017, бумага, соус, размер 77 х 64 см

— Писатель и художник – два творца, и в то же время два человека …Вы сами разделяете эти понятия: творец и человек?

— Нет. Ведь одна из задач человека – раскрыть Божественное в себе, а люди созданы по образу и подобию Божьему. Бог – он и есть творец. Любой верующий человек, должен стремиться быть не просто человеком, но быть творцом. Но в либеральной культуре эти понятия, конечно, практические противопоставляются.

   Дебальцевский полдень.   
2015, холст, масло, размер 160 х 140 см
Дебальцевский полдень. 2015, холст, масло, размер 160 х 140 см

— Принцип гражданственности – насколько он актуален для творца? Для живописца — в частности?

— Творец влияет на жизнь страны, он входит в резонанс с судьбой Родины и своего народа. Поэтому главная цель творца — формировать этический и эстетической вкус общества. А значит, и принципы идеологической составляющей нести очень важно.
Искусство – это и есть самое мощное оружие в руках художника. И художник стоит перед выбором — служить на стороне добра и или зла, лечить души или калечить. Сделать правильный выбор и быть верным ему – в этом и есть миссия художника.
Искусство – нравственность – патриотизм – важнейшие составляющие, так как без этого общество превратиться в стадо потребителей. Тот же Запад напоминает древний Рим в эпоху деградации и упадка. А у России свой путь — отличный от Запада.

   Портрет о. Фёдора Конюхова   
2020 г. холст/масло. размер 85 х 125 см
Портрет о. Фёдора Конюхова 2020 г. холст/масло. размер 85 х 125 см

На вопрос о том, не страшно ли ему самому от всех происходящих событий, Алексей отвечает однозначно:

— Отвечу словам Фёдора Ушакова: «Не отчаивайтесь сие грозные бури обратяться во Славу России». Бог с нами — кого убоимся?

   Из личного архива художника Алексея Крюкова
Из личного архива художника Алексея Крюкова

— И что же ждет Россию, Алексей?

— Нас всех ждут испытания. А потом – Победа.

   Портрет первого Главы ДНР А. В. Захарченко   
2021 холст/масло. размер 60х80
Портрет первого Главы ДНР А. В. Захарченко 2021 холст/масло. размер 60х80

— В чем, по-вашему, Любовь к Родине?

— В уважении и почитании родителей, в способности видеть красоту родного края, в чувстве гордости за свое Отечество, и в осознании священной необходимости — быть его верными сынами.

   Безмолвие. Саур-Могила.   
2017 г., Холст, масло. Размер 270х170 см
Безмолвие. Саур-Могила. 2017 г., Холст, масло. Размер 270х170 см

На полотнах Алексея Крюкова – реальные люди, руководители и командиры вооруженных сил Донецкой и Луганской народных республик — М.С. Толстых, А.С. Павлов, А.Б. Мозговой… Много портретов простых мужественных ополченцев и жителей.

Но все картины художника объединены Тем Самым Ответом на Тот Самый Вопрос.

Русский человек может быть кем угодно, заниматься любым делом, или не заниматься вовсе. Жить тихо, незаметно, как все – изо дня в день. Но все — ровно до той минуты, которая не разделит жизнь обычного русского человека на «до» и «после». И «после» — он всегда Герой.

   На защиту рубежей Донбасса   
2016, холст, масло, размер 85 х 175 см
На защиту рубежей Донбасса 2016, холст, масло, размер 85 х 175 см