Тарковский не похож на всех сразу. За годы мирового кинематографа аналогов Тарковскому нет, не было и, думаю, не будет. Его фильмы можно не любить и не понимать, можно преклоняться и восхищаться, но равнодушным остаться не получается. Пожалуй, для меня ближе всего к Тарковскому Феллини - как минимум по "непонятности" большому количеству людей. Но и только - потому что совсем другой.
Пересматривала, так как все еще читаю "Мартиролог". "Зеркало" видела несколько раз, а вот "Сталкер" - только подростком с мамой. Совершенно забыв сюжет (я не читала "Пикник на обочине"), с каждым кадром (а визуально я узнавала чуть ни каждый кадр!) вспоминала свои тогдашние ощущения.
Мама была удивительным человеком (сейчас я это особенно понимаю), научившим меня доверять всему, что она называла хорошим. (Со своими детьми у меня так не получилось).
Тогда "Сталкера" я смотрела мучительно (не знаю даже, сколько мне было лет, вряд ли больше шестнадцати). Погладывала на часы, фильм казался невозможно длинным. Напряженным, но бесконечным. Не могла понять, почему эти люди так много разговаривают - казалось бы, простое решение, надо скорее войти в ту самую комнату. Осталось разочарование. Но не от фильма, а от выбора героев. В том возрасте все представлялось гораздо проще ("я бы на их месте..."). Во всяком случае, я верила Кайдановскому безоговорочно.
Первым моим фильмом Тарковского был "Иваново детство" - более доступный ребенку, он произвел сильное впечатление. "Сталкер" дался сильно труднее, но я понимала, что смотрю настоящее искусство. Вот за эту выработанную еще в детстве привычку не отвергать сходу, знать, что нужно "дорасти", размышлять и учиться чувствовать маме я очень благодарна.
Вчера, досматривая "Сталкер" из сегодняшнего дня, думала, тоже, наверно, понимаю не все. Да и не это важно. Попалась тут в комментариях в сети мудрая формулировка "суть литературы — в той интерпретации, которую вкладывают читатели" ((с) Ksenia Tsypina).
Тарковский прекрасен тем, что задевает за живое. И каждый видит что-то свое. В кино можно стремиться понять, что хотел сказать автор, - занятие интересное, - тем интереснее, чем интереснее личность автора. Но еще - можно просто смотреть, размышлять и жить вместе с фильмом. И тогда понимаешь что-то нужное про себя. Так мне гораздо важнее. И с Тарковским это получается.
1979 год: Оригинальное название: "Сталкер". Фантастика, драма, детектив, приключение, притча, нуар.
📽️ Производство: СССР. Режиссер: Андрей Тарковский. Авторы сценария: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский. В главных ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова.
Очень люблю Кайдановского и Фрейндлих. Солоницын почему-то всегда вызвал отторжение чисто внешне (при том, что бесспорно талантливый актер), но здесь даже это в тему. И прекрасная девочка Наташа Абрамова. Веснушки, шаль - такая же по рисунку шаль мне досталась от мамы (а ей от бабушки), только розового цвета. Глаз цепляется за детали. В этом тоже Тарковский. Поэтика монтажа.
"Зеркало" мне ближе. "Зеркало" совсем про меня, не знаю, почему и в чем, просто такое чувство. Не буквальное. "Зеркало" теплое, уютное зрительно (в отличие от леденящего "Сталкера"). Мне комфортно и хорошо смотреть, независимо от происходящего на экране. (В "Сталкере" - ровно наоборот).
Вообще интересный момент, мне важно такое вот "пространственное" ощущение уюта - и в книгах, и в фильмах. Из любимых книг детства помню повести Железникова про чудака из 6-го "В", там тоже было уютно. И в "Гарри Поттере" - за что люблю Роулинг. И еще у Драйзера. Вот такие неожиданные параллели просто по состоянию, на самом деле никак с Тарковским не связанные.
Пишу про внутреннее, потому что вряд ли могу написать что-то умное "внешнее" - анализировать фильмы я не умею. Разборы многократно сделаны людьми гораздо толковее меня. А здесь - как и обещала - только личные впечатления. ツ
1974 год: Оригинальное название: "Белый, белый день". Драма, биография.
📽️ Производство: СССР. Режиссер: Андрей Тарковский. Авторы сценария: Александр Мишарин, Андрей Тарковский, Арсений Тарковский. В главных ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Филипп Янковский, Игнат Данильцев, Николай Гринько, Алла Демидова, Юрий Назаров, Анатолий Солоницын, Лариса Тарковская.
Игнат Данильцев в роли юного Алексея и его сына Игната упорно напоминает мне Антуана Дуанеля из фильмов Трюффо (актер - Жан-Пьер Лео).
Я сознательно в этой публикации не добавляю краткое содержание фильмов, как делаю обычно. На мой взгляд у них нет краткого содержания. Разве можно рассказать их кратко? Все аннотации, которые я видела, не кажутся мне достойными фильмов.
Покажу только свои фотографии с экрана. Мне нравится делать такие снимки. Ловить момент как в жизни. У Тарковского каждый кадр - законченная красивая самостоятельная фотография. Может быть люблю и поэтому тоже.
☼ Мы с каналом "Солнце в цветочек" всегда рады новым подписчикам! ☼
Ваши "лайки" показывают, получилась ли эта заметка интересной! Жду с надеждой. ツ С удовольствием почитаю впечатления о фильмах в комментариях!