Найти тему
Без музыки совсем не то

King Crimson «The Construkction of Light», 2000 г. ~ пляски бронепоезда на минном поле в стиле прогрессивный хэви-метал

В 2000-м году британская рок-группа King Crimson в лице ее основателя Роберта Фриппа и поэта/композитора/вокалиста/соло-гитариста Адриана Белью, при поддержке бас-гитариста Трея Ганна и барабанщика Пэта Мастелотто записала самый тяжелый свой альбом в стиле «прогрессивный хэви-метал». Альбом этот стал первым, не попавшим в чарты США, но также и первым с самого 1969 года, который понравился итальянцам.

King Crimson «The Construkction of Light», 2000 г. Слева - обложка компакт диска, справа - фото с винилового релиза 2019 года. На фото - Белью, Ганн, Мастелотто и Фрипп
King Crimson «The Construkction of Light», 2000 г. Слева - обложка компакт диска, справа - фото с винилового релиза 2019 года. На фото - Белью, Ганн, Мастелотто и Фрипп

Я уже писал в одном из предыдущих своих обзоров, что музыка King Crimson меня никогда особо не цепляла, за исключением некоторых отдельных песен и прочих композиций. Правда, в 1976-м, когда я впервые услышал дебютный альбом «Кримсонов» (1969 г.), эта группа уже целый год была в распаде, причем без всяких перспектив. Я точно это помню – «Кримсонам» никто из тех меломанов, кого я знал, никаких шансов не давал. Это был дремучий прог-рок, которому место в музее, а не на сцене. Даже такие же дремучие прог-рокеры как Yes и Genesis – и те во второй половине 70-х начали переползать сначала в арт-рок, а затем и в «волну».

King Crimson ни в арт-рок, ни в «волну» переползать не хотели, но и тянуть резину уже не могли. Ну, в принципе, от самих «Кримсонов» тут ничего не зависело, потому что тут рулил в основном один человек – Роберт Фрипп, так что, используя термин «Кинг Кримсон», я имею в виду исключительно его. Остальные музыканты в судьбе бренда King Crimson не играли совершенно никакой роли. Все они были проходными персонажами, и делали для Фриппа только то, что нужно было исключительно ему.

King Crimson «The Construkction of Light», 2000 г. CD-выпуск
King Crimson «The Construkction of Light», 2000 г. CD-выпуск

Так вот, Фрипп резину тянуть больше не мог, а новых путей он не видел, потому что так сильно погрузился в прогрессив, причем не простой, а экспериментальный, что просто прозевал возможность смены курса. Вот и пришлось ему в 1975 году взять перерыв, распустив столь прибыльную группу, чтобы на досуге подумать о дальнейшем будущем своего проекта.

К слову сказать, даже в своем дремучем прогрессиве «Кримсоны» весьма высоко котировалсь не только в Великобритании, но и за рубежом, в частности – в США, Канаде и Австралии с Японией. В США совершенно все диски группы неизменно попадали в первую 100-ню, а то и в 50-ку, а в Великобритании – в первую 30-ку. Это позволило Фриппу не беспокоиться о своем финансовом будущем, тем более что его наперебой приглашали для записи своих альбомов тогдашние рок-звезды, такие, как Дэвид Боуи, Питер Гэбриэль, Talking Heads и даже «топовые попсовики» Blondie.

Информация по альбому с задней стороны
Информация по альбому с задней стороны

Но вот о репутации позаботиться следовало, и поэтому Фрипп сделал так, как делали его коллеги – он все же согласился на «новую волну», но от прогрессива не отказался, и в итоге в 80-х появились три совершенно новых произведения группы – «Discipline» (1981 г.), «Beat» (1982 г.) и «Three of a Perfect Pair» (1984 г.). Эти альбомы были такие же успешные и в Англии, и в Америке, как и предыдущие, но совершенно провалились в Австралии. Однако, что было самое неприятное – даже новый стиль не поднял популярность группы в континентальной Европе – там альбомы как продавались плохо до того, так и продолжали продаваться плохо.

И снова Фрипп задумался о смене стиля, но так ничего придумать не смог, и группа снова ушла в подполье на целых 10 лет, хотя официально о ее распаде заявлено не было.

Еще информация по альбому
Еще информация по альбому

А тут в начале 90-х времена изменились, прогрессив снова стал в моде, правда, не такой экспериментальный, как в начале 70-х, но все же это открыло Фриппу новые возможности. И в немалой степени эти возможности смогли реализоваться благодаря популярности хэви-металла, которым музыканты решили разбавить свои прошлые предпочтения. Экспериментальным путем было выявлено, что современная публика очень любит слишком тяжелую музыку, вот на этом Фрипп и решил сыграть, записав и выпустив в 1995-и альбом «Thrak», и это был первый альбом в стиле так называемого «прогрессивного металла», как окрестили его практически все специалисты-критики.

Разворот буклета (фото 1)
Разворот буклета (фото 1)

Правда, этот альбом не стал самым успешным в истории группы, и никакого финансового прорыва не произошло. Тем не менее, Роберт Фрипп наконец-то сообразил, что «Кримсоны» никогда не добьются популярности своих коллег Yes и Genesis, которые легко сменили свой прог-рок и ушли в голимую попсу.

Но где «Кинг Кримсон», а где попса? У группы Фриппа была закаменевшая в граните репутация тяжелой прогрессивной группы, и если ее поклонники еще могли простить «волну», то попсу они не простят никогда. И это будет не просто конец и провал, это будет самый настоящий позор. А что может быть хуже позора, когда вокруг популярной прежде группы воцарится волна тотального презрения со стороны не только бывших ее фанатов, но даже толп всяких далеких от рок-музыки личностей, которых хлебом не корми, а дай только потыкать пальцем в какую-то опозорившую себя неверными решениями группу?

Разворот буклета (фото 2)
Разворот буклета (фото 2)

В общем, Роберт Фрипп решил гнуть линию тяжести до конца, попытавшись довести ее до абсурда. Он снова созвал всех своих предыдущих музыкантов, но оказалось, что Билл Бруфорд и Тони Левин давно нашли себе применение на стороне, и не захотели принимать участие во все более и более тяжелых экспериментах своего босса. Правда, они не отказывались от него насовсем, но записывать новый альбом King Crimson в стиле «тяжелый пргрессивный хэви-метал» не захотели. И тогда Фрипп решил ограничиться тем составом, который остался – Белью на гитаре, Ганн на басу и Мастелотто на ударных, тем более что вся эта троица в тот момент была не у дел, и всем позарез требовались деньги, которые мог принести новый хороший альбом.

Разворот буклета (фото 3)
Разворот буклета (фото 3)

Запись треков для альбома «Construkction of Light» была произведена в конце 1999 года в американской студии Адриана Белью в Нэшвилле (США). Надо сказать, что именно в это время и на этой же студии эти же музыканты трудились над «параллельным» проектом ProjeKct X, который был настолько экспериментальным, что, будучи изданным в 2000 году, особенных денег музыкантам не принес. Но несколько хороших идей Фрипп все же из ProjeKct X причерпнул, что позволило сделать новый альбом «Кримсонов» более полным за более короткий срок.

Центральный разворот буклета
Центральный разворот буклета

Итак, Фрипп, Белью, Ганн и Мастелотто записали 7 композиций, а одну взяли целиком из проекта ProjeKct X. И хотя никаких откровений на нем, подобно предыдущему «Thrak» (1995 г.), не оказалось, тем не менее, поработали музыканты над музыкой знатно, и пластинка оказалась самой тяжелой из всех, что «Кримсоны» когда-либо сделали, несмотря даже на то, что альбом представил и несколько довольно легких, на первый взгляд, баллад. Но это были не простые баллады, а тоже тяжелые хэви-металлические, так что никакой лирикой прошлых лет тут и не пахло.

Разворот буклета (фото 4)
Разворот буклета (фото 4)

Да, в целом альбом представил собой гораздо более тяжелый образец «прогрессивного металла» на грани самого настоящего хэви, перемешанного с нео-панком. Но при этом музыканты постарались полностью сохранить стилистику предыдущих произведений. В принципе, это был тот же King Crimson, что и в 70-х, только вот все прогрессивные рассусоливания Фрипп постарался свести к минимуму, а сосредоточился на чисто металлических, то есть максимально тяжелых атрибутах музыки.

Разворот буклета (фото 5)
Разворот буклета (фото 5)

Когда я услышал этот альбом в самом конце 2000-го, я знал всю музыку «Кримсонов» наизусть, и считал, что тяжелее того, что они выдали на «Thrak», они выдать уже не смогут. Но я оказался неправ. Хотя явных хитов на новой пластинке не оказалось, тем менее, почти половину материала представлял истинный хэви высшей пробы, для которого хитовость, в принципе, не нужна, как, в принципе, и панк-року, которого тоже на пластинке немало.

Тем не менее, авторы этой холодной и совершенно беспринципной музыки, главным из которых, как это ни странно, был гораздо более эмоциональный Адриан Белью, а не всеядный Роберт Фрипп, не ударили в грязь лицом, и при минимуме композиторских находок попытались выжать из них максимум.

Фото музыкантов King Crimson, какими они были в 2000 году. Верхний ряд слева направо: Adrian Belew ~ Guitar And Vocals; Robert Fripp ~ Guitar. Нижний ряд: Trey Gunn ~ Bass Touch Guitar, Baritone Guitar; Pat Mastelotto ~ Drumming
Фото музыкантов King Crimson, какими они были в 2000 году. Верхний ряд слева направо: Adrian Belew ~ Guitar And Vocals; Robert Fripp ~ Guitar. Нижний ряд: Trey Gunn ~ Bass Touch Guitar, Baritone Guitar; Pat Mastelotto ~ Drumming

И это сработало. Если при первом прослушивании «Construkction of Light» музыка на нем мне показалась одной большой кучей металлолома, совершенно несравнимого по художественной ценности с «Thrak», то очень скоро я врубился в грандиозность нового замысла. Правда, мне совершенно не нравилось несколько композиций в самом начале пластинки, тем не менее, это не проблема восприятия всего альбома, потому что современные бытовые методы прослушивания позволяют микшировать любое музыкальное произведение не только композиционно, но и по звучанию.

Но звучание мне микшировать не пришлось – диск и так записан идеально, то есть мощно и вкусно. И особенно мне понравились совершенно сумасшедшие соло Белью, потому что Фрипп чего-то заленился заморачиваться с конкретными соляками для альбома, и когда он все же играет там и сям на соло, то он скорее просто давит на психику, а не пытается сказать что-то конкретное.

А вот Белью тут постоянно пытается изобразить из себя Дэвида Гилмора – он такие трели выписывает, что обзавидуешься. Правда, на этом альбоме эти соло-трели получились таким же тяжелыми и протяжными, как и все сочиненные им песни. Ну, а это уже совсем другой коленкор.

Итак, давайте посмотрим, что же нам представил альбом King Crimson «The Construkction of Light», все песни для которого сочинил в основном Адриан Белью, и который на нем же сыграл основную часть соло на гитаре. Кстати, это первый и единственный альбом, который так и не смог пролезть в чарты США. Видимо, американцам не понравилась такая тяжелая и даже мрачная музыка, не понравилась, она, кстати, и британцам. Зато итальянцам эта музыка зашла хорошо, и рассматриваемый альбом стал первым с 1969 года, который вообще пролез в тамошние списки популярности, причем попал сразу на 17-ю позицию.

Трек-лист:

1). ProzaKc Blues (5:29) «ПрозаКц Блюз». Как выразился один мой знакомый, эта песня ему напоминает пляски бронепоезда на минном поле. В принципе, так оно и есть, хотя принцип бронепоезда на минном поле я бы распространил на большинство тяжелых композиций альбома, причем в гораздо большей степени. Но эта песенка совсем не в духе «Кримсонов», а вокал – совсем не в духе Белью. Тем не менее, его соло ближе к финалу – весьма зачетное, да и сама песня после десятого прослушивания становится на свое место. В итоге это оказался шикарный ход – выставить неоднозначную композицию в авангард и протаранить ею ряды растерянных фанатов. Именно так этот номер в свое время протаранил и меня, и я оставался ей протараненным до тех пор, пока не сообразил, что Фрипп перестал быть предсказуемым еще со времен его перехода на рельсы «волнового прог-рока», а на этом альбоме он вообще решил пойти ва-банк.

2). The ConstruKction of Light (8:39) «Строительство света». Эта композиция состоит из двух частей – инструментальной и вокальной. Обе части мне не нравятся. Возможно, я пока еще не дорос за 22 года до понимания этой тяжелой прогрессивно-волновой баллады без всякой музыкальной рифмы. Тем не менее признаю, что что-то в ней есть, только не для меня.

3). Into the Frying Pan (6:54) «В сковороду». Еще одна непонятная мне балладно-металлическая конструкция, и тоже без рифмы. Правда, соло Белью мне вполне понятно, но в целом песня так себе, несмотря на очень тяжелый и скрипящий в ужасе финал.

4). FraKctured (9:06) «Расколотый». Ну, а это уже более-менее понятный инструментал, хотя выполнен в ключе предыдущих двух номеров. И снова очень тяжелый финал, как раз в стиле «Кримсонов», но на этот раз на соло лабает сам сэр Роберт Фрипп.

5). The World's My Oyster Soup Kitchen Floor Wax Museum (6:22). «Всемирный музей восковых фигур для кухонного пола My Oyster Soup». Шикарный шедевр, наконец-то мы добрались до сердца альбома, которое раскрывает всю его сущность. Мне эта песня понравилась сразу и бесповоротно, и прежде всего – своим неординарным риффом, затем – звучанием ритм-гитары, и, не в последнюю очередь, выдающейся ритмикой, как раз в стиле «бронепоезда на минном поле». Первое соло – Белью, второе соло – Фрипп, причем в финале звук его гитары превращается в звучание фортепиано, тем не менее, это именно электрогитара, запущенная через какую-то примочку.

6). Larks' Tongues in Aspic ~ Part IV (9:07) «Языки жаворонков в заливном ~ Часть IV». Ну, а это еще больший шедевр, чем предыдущая композиция. Правда, основная тема ее была написана еще в далеком 1973 году, однако Белью и Фриппу удалось ее так шикарно доработать, что в этом варианте она слушается как новая вещь. Мастелотто, кстати, своими барабанами задал ей особого шарма. На всех гитарных соло чешет Белью, и в последней части номера он реализовал такой мощный гитарный запил, что думаю, если бы ему Оззи предложил место в реанимированных Black Sabbath, то он там вместо Тони Айомми смотрелся бы весьма зачетно.

7). Coda: I Have a Dream (3:56) «Кода: У меня есть мечта». Еще одна шикарная музыкальная зарисовка, представляет собой коду к предыдущей композиции, но по сути – это отдельная очень громкая баллада под меллотрон и барабанный «металлолом» в духе старых гангстерских фильмов, в которых фигурирует высокая разделенная любовь. Белью тут так проникновенно играет на соло, что ему полностью верится. Да и вокал тоже шикарен.

8). ProjeKct X ~ Heaven and Earth (7:46) «Небо и Земля». Эта композиция тоже очень хороша, но она как-то выбивается из всего трек-листа, своим старым «кримсоновским» саундом. Возможно, дело в том, что она записывалась параллельно с альбомом «The Construkction of Light» для проекта «ProjeKct X», о котором я писал выше. Тем не менее, она тут смотрится на своем месте, и хоть я точно не знаю, кто тут играет на соло, но склонен думать, что это Белью, потому что именно такими звуками гитар переполнены его сольные диски, к которым Фрипп не имел никакого отношения.

В заключение следует сказать, что Пэт Мастелотто на этом альбоме играл на электронных барабанах. Однако когда альбом в 2015 году решили перемикшировать, то барабанщик перезаписал свои барабаны, сменив электрику на акустику. Говорят, что звук стал лучше, но мне кажется, что оба варианта шикарны.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом King Crimson «Thrak», 1995 г. ~ это главный шедевр группы и самое заметное рок-явление за все 90-е

Начало группы Lucifer's Friend в 1968 году. Альбом Hell Preachers Inc., напичканный музыкой Deep Purple

«Keystudio», 2001 г. ~ самый крутой, по мнению Рика Уэйкмана, альбом группы Yes за всю ее долгую историю

Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя

Triumvirat «Old Loves Die Hard», 1976 г. ~ самый гениальный шедевр арт-рока за все времена его процветания