Жила Валерия Игоревна одна, не смотря на наличие сил и желания в свои, почти семьдесят лет, быть полезной.
Она была Шурочкиной соседкой.
Часто её можно было застать в магазине, покупающей виноград.
Шурочка иногда даже думала, куда ей столько? Одна же живёт.
Можно было подумать, что соседка ставит вино. Но, выпившей, Валерию Игоревну и представить себе было сложно: она была возвышенной, часто музицировала на фортепиано или слушала записи симфонического оркестра. Знала великое множество стихов, цитировала М.Цветаеву и А.Блока на память.
На тему своего одиночества Валерия Игоревна не распространялась.
– Валерия Игоревна! А дети у вас есть? – как-то раз спросила Шурочка, когда пришла к соседке за своими детьми.
– Сейчас вы меня сжали внутри, – интеллигентно вздохнув, ответила она. – Увы и ах! Есть.
– Извините, если я по больному…
– Не стоит извиняться. Хотите винограда, Шурочка? – спросила она.
– Хочу.
– Поешьте, пока детки собираются.
– Они у вас замечательные, воспитанные! – хвалила Валерия Игоревна. – Вы спросили о моих детях? Такое бывает, сплошь и рядом, что с ними отношений я построить не сумела.
Самое удивительное в моей статистике, что чем человек обеспеченнее, чем большую он занимает нишу в обществе, тем больше становится эгоистом.
– Это вы о ком сейчас?
– О сыне и дочери. И виновата я в этом сама.
– Почему? – заинтересовалась Шурочка, отделяя светло-зелёные ягоды от кисти. Виноград был божественный.
– Я хотела, чтобы они всё время были заняты, чтоб не болтались, как другие. Дом на мне был. Муж, царство ему небесное, постоянно был в командировках. Я обслуживала потребности детей, лечила, уроки помогала делать и ничем их не нагружала.
– А теперь?
– А теперь они забыли ради наживы о морали, дружбе, маме, и по-другому поступать уже не могут. Это я их такими воспитала. Не то прививала. Хвалила не за те таланты.
– Но, ведь, хвалить тоже нужно!
– Казалось бы, человек талантлив, богат, или, всё вместе, но он настолько привыкает забирать по крупицам, что абсолютно перестаёт отдавать. Скудеет душой. Он даже на слова становится жадным.
Шурочка задумалась над сказанным, наблюдая сейчас за своими детьми.
– Поделиться хотите? Я им винограда уже давала, – неправильно истолковала паузу Валерия Игоревна.
– Я не сомневаюсь, что вы их угостили. Просто, смотрю я на них, и не верю.
– Шурочка, вы задумались, не вырастут ли они такими, как мои? – улыбнулась Валерия Игоревна. – Тоже день расписан по минутам?
– Не знаешь, как правильно воспитывать! Боже, какая же это безумная ответственность! Если никуда их не отдашь, будут расти сорной травой. Отдашь – станут, как ваши…
Шурочка в этот момент, осознала, что слова и эмоции гораздо больше дают в воспитании детей, чем те же деньги.
А потом подумала: нет!… Не будут её дети такими!
Эти эмоции отразились на ее лице.
– А вы не бойтесь с ними больше разговаривать. Бездушные секции детей лишь занимают, навыки дают, организованность, но не душевность. За исключением музыкальной школы. Там дети словно другие, – сказала Валерия Игоревна, крутя в пальцах виноградину. – Я мало говорила со своими детьми. Думала, сами умные, всё понимать должны. И ошиблась.
– В чём?
– Например, я приболею, дети спрашивают: "Мам, тебе плохо?", а я им говорю: "Нет, ну что вы!". Как же я в слабости признаюсь?
– И теперь они привыкли, что вам ничего не нужно?
– Да. Гордая слишком была и самодостаточная.
– Детей надо любить, – словно, делая вывод, сказала Шурочка, – но и им надо давать такую возможность – любить родителей…
– Да. Надо их любить, но не перелюбить. Иммунитет нужно против них иметь, – тихо проронила Валерия Игоревна.
Шурочка в этот момент велела своим ребятишкам идти домой, к папе. Идти им было недалеко – в квартиру напротив.
А разговор продолжился.
– Валерия Игоревна, что-то вы не то говорите. Иммунитет против своих родных детей надо иметь?
– Да! И я буду это повторять! Его имеет лишь тот, кто может отдавать, да ещё и дозированно. А то закончится всё плохо, как у меня! Так что, Шурочка, можете и не слушать меня, старую маразматичку. Вы так чудесно выглядите, у вас хорошая семья. Я сижу с вашими детьми, мне это в радость, но это не повод вам со мной соглашаться! Я ведь могу и ошибаться...
– Вы во многом правы. Вижу, опытом хотите поделиться, чтобы не было очередных загубленных отношений.
– Я, бывает, ворчу, – к чему-то вспомнила Валерия Игоревна, – но сейчас, да, – хочу поделиться, чтобы вы не наломали дров. Общайтесь с детьми, пока они тянутся, не рвите эту нить! Хотя... Скажете, что я вас поучаю. А чему я могу научить? Сама все загубила, что могла...
– Ой, перестаньте, Валерия Игоревна! Вы не нудно поучаете, а делитесь своими промахами, чтобы я не допустила подобного. Вы зря так о себе плохо думаете! У некоторых людей характер просто чудовищно расправляется под влиянием жизненных обстоятельств. А, вот, доброту и порядочность трудно изобразить, если этого нет.
Валерия Игоревна ласково посмотрела на соседку.
– Спасибо, родная. Вы кушайте, кушайте. Знали бы вы… как мои дети обожали виноград! За него у них были даже побоища! Один раз Алёшенька пришел домой позже Ларочки, а она сидит, негодница, доедает гроздь… Так он с кулаками на неё кинулся! Вот, что тут делать с точки зрения воспитания? С одной стороны, девочек бить нельзя, а с другой, сестра о брате не позаботилась, всё одна съела. Да…
Шурочка притихла. Вот, виноградная тайна и раскрылась.
– Спасибо, вам, Шурочка, за компанию. Мне бы мои мозги, да тридцать лет назад… Того и глядишь, со своими внуками бы сейчас нянчилась. Но! Вы только не подумайте, что я жалуюсь, и что моя жизнь не удалась! В целом, я счастливый человек, потому что у меня было всё. Муж, дети, и даже… Ладно, не буду рассказывать вам о тёмных сторонах своей личности, – хитро улыбнулась Валерия Игоревна.
– Спасибо вам!
Шурочка распрощалась и ушла домой в сильнейших раздумьях.
Давненько общение с кем-то не пробуждало в ней такие глубинные мыслительные процессы.
Через несколько минут из квартиры Валерии Игоревны послышалась фортепианная игра.
Звучала бодрая песня "Проснись и пой".
Шурочка улыбнулась соседкиному оптимизму.
Зазвучала песня "Поговори со мною, мама", Валентины Толкуновой.
"Пойду с детьми говорить, как у них день сегодня прошёл. Обещаю себе: даже если я от усталости с ног буду валиться, всегда буду с ними беседовать и всё обсуждать!"
Друзья, если Вам понравился рассказ, ставьте лайки, пишите отзывы, подписывайтесь на канал.
Интересный рассказ здесь
У нас тут душевно.
С теплом, Ольга.