Найти тему
Daily Storm

Мир после гегемонии Запада: Путин представил свое видение глобальной ситуации на «Валдае-2022»

Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» в 2022 году посвящено теме «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех». На пленарной сессии выступил президент России Владимир Путин. Он затронул ряд проблем, в том числе вопрос дружбы с Западом, отмену русской культуры в мире, а также спецоперацию на Украине. Daily Storm отобрал ключевые цитаты.

О «правилах» мира

«На площадке Валдайского клуба мы с вами не раз говорили о серьезных сдвигах, которые произошли и происходят в мире. О правилах, непонятно кем придуманных. <...> Вообще непонятно, на чем основаны эти правила. Вообще, ощущение, что есть попытка утвердить только одно правило: чтобы власти предержащие имели возможность жить вообще без всяких правил, чтобы власти предержащие имели возможность жить привольно и им бы все сходило с рук».

О единстве Запада и будущем мира

«Так называемый Запад — условно, конечно, там нет никакого единства, все понятно <...> — вот этот Запад в последние годы и особенно в последние месяцы предпринял ряд шагов на обострение [ситуации в мире]».

«В современном мире отсидеться вряд ли получится. Посеявший ветер, как говорится, пожнет бурю. Кризис действительно приобрел глобальный характер, он затрагивает всех, тут не надо питать никаких иллюзий».

«Перед человечеством сейчас, по сути, два пути: или дальше накапливать груз проблем, который неизбежно всех нас раздавит, или же всем вместе попытаться найти решения — пусть и не идеальные, но работающие, способные сделать наш мир более стабильным и более безопасным».

«Я всегда верил и верю в эту силу здравого смысла, потому убежден, что рано или поздно и новым центрам многополярного мироустройства, и Западу придется начать равноправный разговор об общем для нас будущем. И чем раньше, тем лучше, разумеется».

Об ослеплении Запада по Солженицыну

«Еще Александр Исаевич Солженицын в 1978-м говорил о характерном для Запада ослеплении. Уверенность в своей непогрешимости — очень опасное состояние. От нее один шаг до желания самих непогрешимых уничтожить тех, кто им не нравится. Как они говорят, отменить».

Об отмене культуры

«Запад утверждает, что именно его культура и его мировоззрение должны быть универсальными. Если прямо не говорят, именно так себя и ведут. По факту своей политикой настаивают, чтобы эти ценности были безоговорочно приняты всеми остальными участниками международного общения».

«До сжигания книг в свое время дошли нацисты, а теперь до запретов Достоевского и Чайковского скатились западные радетели либерализма и прогресса».

Так называемая культура отмены, а на самом деле — мы уже об этом много раз говорили — отмена культуры выкачивает все живое и творческое, не дает развиваться свободной мысли ни в одной из областей — ни в экономике, ни в политике, ни в культуре».

«Вместе с тем упрощение, стирание всех и всяких различий стали чуть ли не сущностью современного Запада. Что стоит за таким упрощением? Прежде всего это исчезновение творческого потенциала самого Запада и стремление сдержать, блокировать свободное развитие других цивилизаций. Есть здесь и прямой, меркантильный, конечно, интерес».

О традиционных ценностях

«Традиционные ценности — не фиксированный свод постулатов, которому надлежит придерживаться всем. <…> Их отличие от так называемых неолиберальных ценностей в том, что в каждом случае они неповторимы, потому что вытекают из традиций конкретного общества, его культуры и исторического опыта».

«На самом деле это и в интересах так называемого Запада — теряя превосходство, он быстро превращается в меньшинство на мировой арене, и, безусловно, право этого западного меньшинства на собственное культурное своеобразие, безусловно, хочу это подчеркнуть, должно быть обеспечено. Относиться к этому нужно с уважением, но, подчеркну, наравне с правами всех остальных».

«Если западные элиты полагают, что смогут внедрить в сознание своих людей, своих обществ странноватые, на мой взгляд, но новомодные тенденции вроде десятка гендеров и гей-парадов — так тому и быть, да пускай делают что хотят! Но вот на что они точно не имеют права, так это требовать от других следовать в том же направлении».

«Мир по своей природе многообразен, и попытки Запада загнать всех под один шаблон объективно обречены, ничего из этого не выйдет. Самонадеянное стремление к мировому лидерству, а по сути к диктату или сохранению лидерства посредством диктата, на самом деле оборачивается снижением международного авторитета лидеров западного мира, в том числе Соединенных Штатов».

Доллар как оружие и кража золотовалютных резервов России

«Используя доллар как оружие, США, да и Запад в целом дискредитировали институт международных финансовых резервов. Сначала их обесценили инфляцией в зоне «доллар — евро», а потом и вовсе — цап-царап — прикарманили наши золотовалютные резервы».

О доминировании Запада

«У них нет идей созидания позитивного развития, им просто нечего предложить миру, кроме сохранения своего доминирования. Убежден: настоящая демократия в многополярном мире прежде всего предполагает возможность любого народа, хочу это подчеркнуть, любого общества, любой цивилизации выбирать свой собственный путь, собственную социальную и политическую системы».

«Прямая угроза для политической, экономической, идеологической монополии Запада — в том, что в мире могут возникнуть альтернативные общественные модели. Более эффективные, хочу это подчеркнуть, более эффективные в сегодняшнем дне, яркие, привлекательные, чем те, что есть».

«Никто никогда не сможет диктовать нашему народу, какое общество и на каких принципах мы должны строить».

«Россия — не враг Запада»

«В нынешних условиях жесткого конфликта скажу прямо некоторые вещи: Россия, будучи самостоятельной, самобытной цивилизацией, никогда не считала и не считает себя врагом Запада. Американофобия, англофобия, франкофобия, германофобия — это такие же формы расизма, как русофобия и антисемитизм, впрочем, как и любые проявления ксенофобии».

О «руке Кремля»

«Сама либеральная идеология сегодня изменилась до неузнаваемости. <…> Уже в XX веке либералы стали заявлять, что у так называемого открытого общества есть враги. И свобода таких врагов может и должна быть ограничена или отменена».

«Любая критика в адрес наших оппонентов воспринимается как происки Кремля, «рука» Кремля. Это бред какой-то, до чего скатились-то? Мозгами ка-то пошевелите, поинтересней что-нибудь придумайте, свою точку зрения изложите как-то концептуально. Нельзя же все сваливать на «козни» Кремля».

О цели Запада

«Цель — сделать Россию более уязвимой, цель — превратить Россию в инструмент для достижения своих собственных геополитических целей. Собственно говоря, это универсальное правило — всех стараются превратить в инструмент, для того чтобы использовать инструменты эти для своих целей».

О новом порядке

«Мир стоит на историческом рубеже, впереди «самое опасное и важное десятилетие со времен Второй мировой». Смысл нынешнего момента состоит в том, что перед всеми странами открывается возможность выбрать собственный, оригинальный путь развития».

«Новый порядок должен основываться на законе и праве, быть свободным и справедливым. Мировая торговля должна приносить пользу большинству, а не отдельным корпорациям, технологическое развитие — сокращать неравенство, а не усиливать его».

О ядерном оружии

«Пока ядерное оружие существует, всегда существует опасность его применения. Цель сегодняшней возни вокруг ядерного оружия, она очень примитивна».

«Этот диктат Запада, их попытка надавить на всех участников международного общения заканчиваются ничем. И они ищут дополнительные аргументы, чтобы убедить всех, что надо всем вместе противостоять России».

«Нагнетание тезиса о возможном применении оружия со стороны России используется именно для этих целей — повлиять на нейтральные государства».

«Единственное государство, которое применило ядерное оружие против неядерной державы, — это США. Какая цель? Что, Япония угрожала чьему-то суверенитету, какая-то военная целесообразность была? Нет».

«У нас есть военная доктрина — пусть прочитают, в которой написано, в каких случаях Россия может применить ядерное оружие: для защиты своего суверенитета и обеспечения безопасности российского народа».

Об Украине и «гражданской войне»

«Мы [с украинцами] — единый народ, даже изменения в языке начали возникать только в XIV или XV веке под влиянием Польши. Конечно, с развитием этноса возникают разные процессы. Если одна часть решила, что она считает себя отдельным народом, к этому можно относиться только с уважением».

«Отчасти сейчас идет гражданская война. Украина исторически складывалась как искусственное государство».

«Гарантом территориальной целостности Украины могла бы быть только Россия. Именно она создала сегодняшнюю Украину».

]]>