Скептицизм английского философа Дэвида Юма пробудил склонность к сомнениям у знаменитого немецкого философа Иммануила Канта (1724 — 1804). Кант повлиял на всех знаменитых немецких философов. Гегель рос и воспитывался на философии Канта. Кант прогремел тогда очень сильно. По сути дела кантовская философия начала так называемую немецкую классическую философию. С Канта пошло много разных философских течений и это действительно настоящий философ.
Внешняя канва жизни Канта ничем не примечательна. Всю свою жизнь он прожил в Восточной Пруссии, в городе Кенигсберг (современный Калининград, Россия). Кант вёл однообразный, размеренный образ жизни. Он всегда поднимался в пять часов утра и гордился тем, что более тридцати лет ни разу не позволил себе встать позже. Никогда не был женат. Славы и признания он достиг уже в конце жизни. Любопытен тот факт, что почти 50 лет работая в Кенигсбергском университете и почти никуда не выезжая, Кант удивляет читателя тонким знанием жизни и менталитета разных народов.
В философском творчестве Канта разделяют два периода:
Докритический — до 1770 года, когда он защитил диссертацию на тему «De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis» («О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира») и замыслил издание трактата «О границах человеческого разума», который впоследствии разросся в знаменитую «Критику чистого разума».
Критический период — после 1770 года, когда были вышли в свет самые известные и оригинальные произведения Канта.
В первый период творчества И. Канта очень интересовало естественно-научное знание. Изучив все достижения современного ему естествознания, он написал сочинение под названием «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год), в котором он изложил теорию вихреобразного образования Солнечной системы. Впоследствии французский учёный Лаплас придал этой теории Канта математическую форму и этому она получила название «теория Канта — Лапласа». Значение её сохраняется по сей день. В этот же период Кант написал работы по эстетике, политике (работа о вечном мире) и теософии (критика Сведенборга).
Во второй период творчества Кант резко меняет свое мировоззрение и совершает переворот в философии, подобный Коперниканскому перевороту в астрономии. Если в свой первый, докритический период Кант доверял чувственному опыту, то во второй, критический период своего творчества он пересматривает условия познания мира и становится агностиком. Задаваясь вопросом о границах человеческого познания, он констатирует наличие априорных, доопытных форм познания, вне которых познание невозможно. Эти априорные формы заложены в нас от рождения: это время и пространство. Они не существуют вне нас, а наш аппарат восприятия их организует. По Канту существует мир умопостигаемый и мир чувственно-воспринимаемый. Кант проводит принципиальное различие между вещами, как они существуют в нашем сознании (феноменами) и вещами, как они существуют сами по себе (ноуменами). Эти вещи, как они существуют сами по себе, Кант обозначает выражением, которое стало афоризмом: «вещь в себе» (нем. Ding ап Sich). Что представляет собой каждая «вещь в себе» мы не можем узнать. Мы видим мир таким как нам позволяет его видеть наш аппарат восприятия. А другие живые существа самые привычные для нас предметы воспринимают совершенно иначе, видят в них другие свойства. Кант осознал ограниченность человеческого познания и выразил ее в формулировке антиномий, противоречий в которые попадает разум. Показывает, что можно доказать, что «мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» и противоположное суждение, что «мир не имеет начала во времени и границ в пространстве: он бесконечен и во времени, и в пространстве». Приводя ряд подобных антиномий, Кант подводит нас к выводу о несовершенстве человеческого познавательного аппарата.
Если в работе «Критика чистого разума» представлена критическая гносеология, то в работе «Критика практического разума» (1788 год) излогается критическая этика. По Канту, этика должна быть автономной, независимой от авторитетов, исходящей из самого разума. Краеугольный камень такой этики он находит в «нравственном категорическом императиве»: поступай только в соответствии с тем правилом, следуя которому, ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Фактически, это перефразированное правило нравственности, которое призывал исполнить Иисус: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7; 12). Но Кант старается придать своему императиву характер автономной и всеобъемлющей теоретической максимы, не связывая его с понятиями любви, доброты, милосердия, благородства. В результате его этика приобретает утилитарно-прагматичный, если не сказать эгоистичный оттенок. Вслед за этикой Кант обращается к эстетике. Труд «Критика способности суждения» (1790 год) — это анализ красоты и прекрасного как такового. Кант считает, что красота — это целесообразность без цели. Созерцание может быть эстетическим только при отсутствии личной корыстной заинтересованности.
Последняя крупная работа Канта «Религия в пределах только разума» (1793 год), встретила неудовольствие даже протестантской цензуры. Отрицание всякой обрядности и ритуальности сопровождается здесь отвержением всех иных побуждений к добру, кроме любви к самому добру. Пафос Канта понятен нашему сердцу: в чистом принципе он прав. Но Кант недооценил греховную повреждённость и немощь человеческой природы. Православные святые поступали иначе. Любовь к Богу они признали лучшим побуждением к добродетельной жизни. Но для менее совершенных они настоятельно советовали почаще вспоминать о небесных благах за праведность и адских муках за нераскаянные грехи, чтобы хоть этим удержать их от искушений во время их жизненного пути. Надо признать, что Иммануил Кант был честным человеком, а его безупречная жизнь не расходилась с его философией.