Этим летом нам посчастливилось побывать в столице Азербайджана и увидеть своими глазами символ современного Баку и лучшее здание в мире по версии Премии 2014 Design of the Year — Центр Гейдара Алиева, архитектором которого является великая Захой Хадид. В следующей публикации мы обязательно расскажем чуть подробнее о Центре, а эту статью посвятим его автору.
Заха Хадид — ирако-британский архитектор и дизайнер арабского происхождения. В 2004 году стала первой в истории женщиной, награжденной Притцкеровской премией, самой престижной и широко известной премией в мире архитектуры и дизайна, аналог Нобелевской премии.
По образному определению газеты The Guardian, Заха Хадид — «королева кривой», которая «освободила архитектурную геометрию, придав ей совершенно новую выразительную идентичность». Представительница деконструктивизма, вдохновленная радикальным искусством русского авангарда и образами революционной эстетики России 1920-х гг.
Символично, что торжественная церемония вручения Прицкеровской премии 2004 года Захе Хадид состоялась именно в России в Государственном Эрмитаже.
С неисчерпаемой фантазией, дерзкими и новаторскими решениями она создала динамичную, неповторимую и смелую архитектуру будущего.
Почти с подросткового возраста Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (1976), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера (1994) и клуба на вершине горы в Гонконге (1983). Проектирует здания оперы в Кардиффе (1994 — проект остался нереализованным), Центров современного искусства в Огайо (1998) и Риме (1999). Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге — во многом из-за неготовности заказчиков принять ее нестандартный и оригинальный дизайн.
Как архитектор Хадид всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью — усиления внутреннего движения и деформации — Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.
Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жестких задач. Ее малые работы есть во многих музейных коллекциях, таких как MoMA, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и др. Она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории…
Великие исторические события живут порой в нашем воображении исключительно благодаря запечатлевшим их памятникам культуры. Заха Хадид с наполеоновским размахом сломала привычный подход пространственного восприятия. С неисчерпаемой фантазией, дерзкими и новаторскими решениями она создала динамичную, неповторимую и смелую архитектуру будущего.
Больше прекрасных работ Захи Хадид на официальном сайте архитектора — ZHA.