Цитата
Мы бессильны перед вампирами... Общество так устроено, что вампира не убить.
Весьма странной показалась мне эта книга. Если исторические романы Иванова большей частью нравятся, то его уход в другие жанры вызывает, мягко говоря, недоумение. Так было с "Псоглавцами", то же самое испытал и с "Пищеблоком".
Начинается книга как практически советский роман о счастливом пионерском лагерном детстве. Ну, может быть, с поправкой на сегодняшнюю дозволенность - писать посвободней об отношениях. А к середине неожиданно превращается в пионерский же хоррор, где храбрый мальчиш Валерка вместе с вожатым Горь-Санычем (Игорем Александровичем) разоблачают группу пионеров-вампиров и бьются не на жизнь, а на смерть с их повелителем, которым оказывается герой Гражданской войны, живущий по соседству с лагерем.
Действие происходит в олимпийском 1980 году, атмосфера того времени воссоздана, дети разговаривают как дети опять же того времени, озвучивают байки и страшилки тех лет.
Все (как кажется) точно, но не покидает мысль: а на кого книга рассчитана? Для нынешней детской аудитории пионерия - параллельная вселенная, к тому же слишком много взрослых тем (пионервожатые время даром не теряют). Для взрослых, затосковавших по своему пионерскому детству, она слишком сказочна.
Грешным делом подумалось, а нет ли в ней некоей "антисоветчины"? Из серии: вся обрядовость пионерской организации связана с символами крови (галстук, красные знамена), вот тебе и вампиризм. Начало его лежит в битвах гражданской, а затем передается от поколения к поколению. Все укушенные подчиняются воле стратилата, главного вампира. А герой-победитель сам становится вампиром (и тут явная отсылка к Шварцу с его "Убить дракона"). Но кажется мне, что воспринимать этот текст как некий политический манифест, было бы серьезным перебором. А как литературную игру, скрестившую два детства (пионерское и нынешнее), вполне.