Недавно меня спросили, существует ли вообще способность к изучению иностранных языков или перед новыми знаниями мы все равны.
Как говорят ученые, каждый здоровый человек, овладевший языком, имеет предрасположенность к его изучению, иначе бы он не заговорил. Разумеется, у всех у нас разный потенциал, и это отлично прослеживается в школьных классах, где всегда встречается один или несколько лидеров и отстающие ученики.
Данная способность зависит от генетики, среды и возраста.
Многоуважаемая мной Татьяна Черниговская (ученый-нейролингвист с огромным количеством регалий) утверждает, что существует критический возраст для изучения языка. Это 5-6 лет. До этой отметки ребенок, погруженный в лингвистическую среду, не выучивает язык, а впитывает его естественным образом. Его мозг дешифруют знания, поглощает синтаксис, морфологию и фонологию. В этот период ребенок не нуждается в каких-то особых инструкциях. Ключевой пункт- это наличие правильной языковой среды. История знает примеры детей -маугли, которые с малого возраста взращивались вне человеческого общения, а оказавшись спустя продолжительное время среди людей, так и не заговорили и не научились даже изъясняться жестами. Например, привычные нам указательные жесты совершенно не читались детьми-маугли. Этот исторический опыт ярко демонстрирует, что одна лишь генетика бессильна.
Что касается иностранного языка, то тут не все так страшно. Конечно, желательно не упускать эту чудесную возможность узнавать язык через игру, песни и творчество и начинать его изучать в раннем детском возрасте. Но и после очень полезно нагружать свой мозг знаниями, выстраивать новые нейронные связи.
Татьяна Черниговская выделяет следующий возрастной этап – до пубертатного возраста. Это период, когда человек еще способен выучить язык, но уже через усилия. Сама же учеба будет выглядеть привычным для нас образом: учебники, тетради, знакомство с грамматикой и фонетикой, заучивание слов. Уже в этом возрасте хорошо видно, что кто-то с легкостью запоминает списки слов, а кому-то приходить трудиться.
Взрослым же людям учить язык еще сложнее. Их мозг уже менее пластичен. Для успешного результата им нужно приложить немало усилий и с большой вероятностью взрослый человек не разовьет полноценный язык и не сможет пользоваться всей его палитрой.
Подведем итог. Способности есть у всех здоровых людей. Все мы овладеваем родным языком, и у нас есть данные для изучения иностранного языка. Но у каждого из нас отличающийся потенциал. Кроме того, даже отдельный человек в разный период своей жизни, при разных языковых условиях добивается разных результатов.
#способностькязыкам #таланткязыкам #языковаясреда #английскимдетям #когдаучитьанглийский #clil