Несколько дней назад знакомая поделилась воспоминанием своего посещения комнаты страха, что ей в самом деле было там страшно, а ее мужу почему-то от этого весело. Наверное потому, что это развлечение предназначено, прежде всего, для детей.
Рассказ собеседницы натолкнул меня на осознание странных несуразиц в воспитании детей нашим социумом.
- Что для развлечения детей комнаты страха создаются, а комнат смелости или чего-то подобного почему-то нет.
- Мироустройство, самопознание в обычных школах не преподают.
- А вот история является обязательным предметом, причем с уклоном на войны, завоевания, смены режимов, политическую обстановку.
- При этом самоидентификации человека в настоящем не учат и обучения по моделированию будущего, познания способов реализации своих моделей и потенциалов тоже отсутствуют.
А как же человеку понять связь времен и осознать себя в общем потоке жизни?
Что это неосознанное пробелы в системе образования или сознательные действия для формирования ущербных личностей, которыми проще манипулировать и управлять?
Ведь эти пробелы препятствует формированию у ребенка целостного восприятия мира, нахождение себя в нем.
А человек, у которого нет системных знаний и алгоритмов понимания самого себя, похож на заблудившегося в трех соснах. Он ходит вокруг одного и того же места, пугаясь собственных следов и считая, что он в дремучем лесу, наполненном хищниками и врагами. Поэтому часто он так и проживает свою жизнь, в нарисованных своим умом иллюзиях, или перекладывает ответственность за свою жизнь на тех, «кто якобы знает тропинки в этом лесу».
В подтверждение своих слов предлагаю, тем кто читает статью, прямо сейчас провести мысленный эксперимент.
Закройте глаза и попытайтесь максимально четко представить, к примеру, что и в каком положении лежит сейчас у вас на столе. А после этого откройте глаза и посмотрите насколько точно ваши представления соответствуют действительности.
Скорее всего, расхождения с реальностью будут.
К сожалению, зачастую мы свои умозаключения и представления считаем верными, не утруждаясь сверять их с действительностью, то есть, воспринимаем воображаемое уже таковой!
Наверняка у каждого бывали ситуации, когда «нарисованные» в уме слова и поступки знакомых и близких людей не соответствовали тому, что было на самом деле. И это только верхушка айсберга под названием «Иллюзии восприятия».
Картина мира ребенка до трех лет гораздо ближе к реальности, чем восприятие этого же мира взрослым человеком. Малыш воспринимает реальность напрямую, мало дорисовывая ее, в отличие от взрослого, так как у ребенка еще мало воспоминаний, опыта, ассоциаций.
Многие шаблоны восприятия создаются в детстве родителями и воспитателями, причем взрослые часто делают это неосознанно или считают, что действуют во благо детей. (Примеры на тему в статье "Почему дети видят иначе")
В современном обществе к семилетнему возрасту, когда ребенок только поступает в школу, его сознание, как правило, уже перегружено большими объемами информации. Часть ее имеет откровенно вирусный характер или не структурирована для осмысленного применения.
Вы можете подумать: «Ну да, многое из этого я знаю. А что делать-то с этим»?
Ответ прост и труден одновременно: менять способ познания самим и менять концепцию обучения детей.
Альтернативы есть. Например, ввести в школьное обучение предмет «Экология сознания» или «Психоэкология».
Предмет направлен на восстановление и сохранение внутренних миров человека, обеспечении безопасности его информационной среды обитания.
Это необходимо, чтобы понять и осознать, что является истинной потребностью и необходимостью для самого себя, а что навязанным фактором средств массовой информации, рекламой, откровенной манипуляцией сознанием.
В программе предмета предусмотрено познание своих предрасположенностей и качеств, стратегического предназначения, чтобы можно легко достигать успехов в конкретных областях деятельности, эффективно коммуницировать с людьми, знать, что ожидать от собеседника и как быстро восстановиться, чувствовать себя благополучным.
Также в компетенцию преподавателя Экологии сознания входит объяснение тех сторон личности ребенка, которые нужно укреплять и тренировать в соответствии с его типологией сознания. Знать «где соломки подстелить» всегда актуально для человека. Когда знаешь чего ожидать и как предотвратить негативное течение обстоятельств или снизить их влияние, тогда появляется осознанный выбор.
У каждого человека есть свои цвета, звуки, музыка, которые лучше всего восстанавливают все его структуры на генном, психическом и эмоциональных уровнях.
Предмет Экология сознания (Психоэкология) предусматривает развитие критического мышления. Только изучив информацию разносторонне, можно делать боле-менее объективные выводы о происходящем, чтобы выжить в трудной ситуации, оказать помощь себе и ближнему.
Развитие интуиции.Предмет Экология сознания уделяет значительное внимание развитию интуитивных ощущений ребенка. Переоценить значение интуиции трудно. Особенно в ситуациях неопределенности и дефицита времени, информации.
Знания и упражнения очень разнообразны, но системно связаны. Часть из них направлена на развитие и оценку внимания, памяти, воображения, моделирования. Это основа когнитивных способностей. И без положительных эмоций, парадоксального мышления тут не обойтись.
Предмет предусматривает многоуровневую системность всех получаемых знаний, а также освоение их на практике для осмысленного и конкретного применения.
Зачем вводить предмет Экология сознания в школьное образование?
Чтобы искоренить варварство.
Варварство - это не заниматься тем, для чего ты пришел на землю, отказ от своей главной человеческой цели.
А исполнить предназначение человек может только осознав его.
Предмет Экология сознания обеспечен программой, конкретными методиками, наработками. Но они не вписываются в парадигму стандартов текущего школьного образования и, соответственно, внедрять их пока не собираются.
Традиционный вопрос: «Что делать?»
Вначале необходимо осознанное понимание и желание родителей дать своим детям системные знания и навыки для их самораскрытия. Чем больше взрослых объединяться в этом направлении, тем быстрее запустится процесс. Это создание предпосылок - распространение информации об альтернативе.
Все начинается с намерения, которое запускает процесс. А потом идут конкретные действия, находятся необходимые ресурсы, инструменты, открываются нужные двери. В итоге это приводит к необходимому результату.
Дорогу осилит идущий.