Люди ломают голову над вопросом «Как исправить себя». Есть мнение, что пора прекратить это делать. Получается только хуже.
Для некоторых смертельный вирус и связанные с ним потрясения стали «первым серьезным событием в их жизни». Между тем, Макинерни и другие люди, чья жизнь была сформирована горем, потерей или трагедией, давно знали, что «жизнь хрупка, а наши попытки улучшить себя в этом современном мире несостоятельны».
Первый муж МакИнерни, Аарон, умер за три дня до Дня благодарения 2014 года, оставив ее воспитывать их сына Ральфи. У нее только что случился выкидыш. Меньше чем за месяц до этого она потеряла отца.
Ее творчество — как ведущей подкаста «Terrible, Thanks for Asking» и автора книг «It’s Okay to Laugh (Crying Is Cool Too)» и «No Happy Endings», среди прочих мемуаров — отражает эти потери, противодействуя общественному давлению «жить, смеяться и любить» с откровенностью, реализмом и язвительным юмором.
Ее новый сборник эссе «Только плохие предчувствия: (И другие вещи, которые я приношу на стол)» (“Bad Vibes Only: (And Other Things I Bring to the Table)”), предлагает резкий и комедийный ответ «нашей агрессивно, угнетающе оптимистичной культуре» и «одержимости самосовершенствованием».
Лозунг «Только хорошие вибрации» — «милое изречение для надписи на кружки, но довольно зловещий межличностный стандарт», — пишет Макинерни.
Здесь она предлагает честность и маленькие, пусть и заниженные достижения как цели, более соответствующие реальности.
CNN поговорила с автором…
CNN: Что, как вы надеетесь, люди вынесут из вашей работы?
Нора Макинерни: Я хочу, чтобы моя работа снизила планку для людей. Мы испытываем такое сильное давление, требующее от нас достижений перед лицом всех страданий и борьбы современной жизни. Вы не обязаны делать ничего другого, кроме как просто быть достойным человеком и выживать.
2021 год был худшим годом в моей жизни с 2014 года, когда умер мой муж Аарон. Эта ужасная болезнь прокатилась по всему земному шару, и люди сразу же начали искать в ней «светлую сторону».
Я помню, как сидела в своей гостиной, скрестив ноги, и пыталась понять, как мы можем сделать больше работы с меньшими ресурсами. Тем временем люди пытались придать пандемии блеск и превратить это в своего рода урок самосовершенствования. Я сопротивляюсь этому.
Вся моя работа была направлена на борьбу с этим общемировым комплексом оптимистов.
CNN: Как перфекционизм связан с этим видом оптимизма?
Макинерни: В конвейере «одаренный ребенок — сверхдостижение — профессионал — женщина» полно перфекционистов.
ЧТО ТАКОЕ ПЕРФЕКЦИОНИСТ, ЕСЛИ НЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕНАВИДИТ СЕБЯ — КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ПРОСТО НАСЛАЖДАТЬСЯ САМИМ ФАКТОМ ЖИЗНИ?
С момента смерти Аарона я чувствовала, что должна отвоевывать свое место на этой планете — просто делать, делать, делать. Я должна была понять, как быть достойным человеком. Когда психотерапевт спросил меня, кем бы я была без всех моих работ и титулов, я уставилась на него пустым взглядом.
Эта книга о том, как существовать в противоречиях современной жизни. Практически нет способа отказаться от наркотического стремления просмотра чужих жизней, который, в конечном итоге, вызывает глубокую неуверенность и тревогу по поводу нашей собственной.
Каждый человек в моей жизни — за исключением тех немногих, у кого нет социальных сетей, — играет главную роль, продюсирует и режиссирует свое собственное реалити-шоу, предназначенное для потребления в основном незнакомыми людьми, включая меня самого. Какой странный мир.
CNN: Вы пишете: «Каждый мой знакомый измученный миллениал мечтает о жизни, связанной с чем-то большим, чем Wi-Fi… Жаждет немного тишины в мире, который постоянно кричит на нас из маленьких прямоугольников в наших карманах»…
Макинерни: Мне помогает честность и истории других людей, которые напоминают мне, что я не одинока.
Я СКАЖУ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО В ИНДУСТРИИ САМОПОМОЩИ — ЭТО МОШЕННИКИ, ПРОДАЮЩИЕ МИЛЛИОНЫ КНИГ, ПРОДАВАЯ МЕЧТУ О ТОМ, ЧТО ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ, В ТО ВРЕМЯ КАК ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ЭТОГО НЕ МОГУТ.
Нужно быть реалистом. Люди, пытающиеся продать вам «сделайте эти пять быстрых шагов, и все будет хорошо», — мошенники. Говоря, что «ответ находится внутри вас», вы ставите сами себе ловушку: если вы не можете найти ответ, значит, вы неполноценны.
Я не говорю о квалифицированных специалистах в области психического здоровья и исследователях. Если они советуют вам питаться с умом, выйти на улицу и посмотреть на траву в течение пяти минут, сделайте это.
Мне лично помогает сидеть здесь, гладить собаку и не листать бесконечно смартфон. Отложить телефон помогло мне, как, я уверена, поможет и большинству из нас.
Каждое поколение считает, что хуже еще не было. Но весь этот ужас и экзистенциальная тоска — вполне нормальная реакция на бесчувственный мир, где миллиардеры пытаются покинуть планету на ракете, а мы боремся за объедки. Причин для тревог более чем достаточно. Почему бы вам не быть встревоженным?
CNN: Что вы можете посоветовать людям, борющимся с приливом оптимизма, который кажется вынужденным или фальшивым? Или постоянно ищущих ответ на вопрос «Как исправить себя»?
Макинерни: Во-первых, «прекратите получать дипломы за достижения». Я начала говорить это во время пандемии, но мне потребовалось много времени, чтобы поверить в это самой.
ДЕЛАЙТЕ НЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ, ПРОСТО ДЕЛАЙТЕ.
Необходимость выкладываться на все сто в любой ситуации — это ложь, которую вам продали учитель физкультуры, фитнесс-тренер и капитализм. Нет, вы не должны выкладываться на все 110%. На самом деле вы должны большинству вещей 70, а может быть, даже 60%. Мир не требует от вас совершенства.
Второе — вы не обязаны быть открытой книгой. Не все заслуживают полной правды, но вы должны найти хотя бы одного человека, которому вы можете рассказать всю историю — одного человека, который знает, каково это.
Эта книга — сборник эссе. Читатели не получат пять советов или приемов. Здесь нет советов. Нет никаких хитростей — просто очень грязное дело попытки быть человеком в действительно сложном мире.