О «слабах» и «слабировании» монет сказано достаточно много и любой пытливый коллекционер за пару дней упорного чтения легко составит собственное представление о том стоит ему связываться со слабами или нет. Моя цель – не в том чтобы склонить коллекционера к одному из трех вариантов («слабировать» всю коллекцию, слабировать самую ценную часть коллекции, не слабировать вообще). Этим текстом я формулирую свое мнение о «слабировании» и «грейдировании».
Предыстория.
Мой путь в нумизматику начался около 35 лет назад. Думая, чем меня занять и понимая некоторые личностные особенности, отец сделал шаг, определивший во многом мою жизнь. Однажды он взял небольшой деревянный ящичек, от сигнальных лампочек на цпу компрессоров, я полагаю, и прошелся по каютам своих товарищей. Каждый положил туда кто одну-две, а кто горсть монет из дальних стран. У моряков всегда валялись мелкие монетки – иены, центы, фунты, пиастры, доллары… Я помню этот момент как сегодня: солнце заливает комнату, я сижу на паласе, привезенном отцом из Сингапура. Передо мной рассыпаны монеты, я беру их по очереди, разглядываю, читаю. Казалось, что это чудо длится вечность. Солнце играет на поверхности монет, но среди них особо выделяется большая крона Св. Елены в капсуле. «Пруф», полировка. Тогда я ещё не знал этого слова. Детские пальцы открывают капсулу и трогают настоящее чудо – зеркальную монету. А теперь о «слабах».
Упаковка или процедура?
Помещение монет в герметичную капсулу из материалов, не вступающих в активную химическую реакцию с металлом монеты – старая технология. Клады оборачивали тканью, помещали в деревянные сундуки, закрывали горлышко кувшина промасленной тряпкой или заливали смолой, чтобы предотвратить попадание влаги и земли. Нефтехимическая промышленность открыла для нас мир полимеров и с 50-х годов XX века наборы монет упаковывают в различные типы пленок или пластиковых коробок. Часть материалов показала хорошие результаты, от некоторых (ПВХ) пришлось отказаться. Самой совершенной технологией защиты монеты для массового коллекционера в 21 веке несомненно является «слаб» (slab англ. плита) – прямоугольная герметичная упаковка из плотного полимера с вкладышем – герметичной капсулой или специальным держателем монеты. На данный момент два типа капсул являются мировым лидером по надежности защиты монеты: NGC и PCGS. Слабы Numismatic Guaranty Corporation (NGC) – вкладыш из непрозрачного инертного для металла пластика (обычно белого или черного, реже других цветов) в котором закреплена монета защищен герметичной оболочкой из твердого прозрачного полимера. Слабы Professional Coin Grading Service (PCGS) – выполнены из прочного прозрачного пластика, монета помещена в специальную капсулу. Субъективно, мне современные слабы PCGS нравятся больше.
Однако, это просто один из возможных форматов хранения монет. Мюнцкабинеты, капсулы, «холдеры», тубы, планшеты – все это форматы систематизации коллекции и способы хранения. Не в этом суть процесса «слабирования». Все дело в репутации, качестве и политике работы с коллекционерами двух мировых лидеров (уже понятно каких), возникших на рынке не на пустом месте. Кстати, монополистом на этом рынке стать непросто, а удержаться пока не удается никому. Сегодня еще минимум пять компаний пытаются «откусить» свою долю рынка оценки и сохранения коллекционных монет. Помещение монеты в защитную оболочку – финал процедуры аутентификации (проверки подлинности), грейдирования (оценки состояния монеты) и сохранения текущего состояния монеты (слабирование). Я еще помню времена, когда покрытие монеты цапонлаком считалось в принципе допустимым. Не знаете что такое цапонлак? Растворенные шарики для пинпонга. Т.е. нанесение тонкого слоя полимера на монету. Слабирование монеты это манифест доверия компании – оценщику. Нам предлагают мнение третьей стороны, например компании PCGS, о подлинности и состоянии оцениваемой в интересах коллекционера монеты (на момент её заключения в защитный слаб). Если мы доверяем этой компании – мы соглашаемся с мнением её оценщика о представленной монете. Я как коллекционер обладаю знаниями и некоторыми навыками, но признаю авторитет независимой стороны в экспертизе моей монеты. Если доверия нет или оно утрачено, слаб такой компании стоит не больше цены пластмассы. Поэтому, чуть подробнее о самой процедуре.
Итак, монета в слабе проходит две предварительные процедуры – подтверждение подлинности и оценка состояния. Почему в домашних условиях очень трудно выполнить эти два этапа? Начнем с проверки подлинности. Базовые измерения мы можем провести сами: штангенциркуль, весы производства КНР, увеличительное стекло есть в арсенале каждого нумизмата. Каталог сообщает нам сведения о формальном весе, размере и лигатуре монеты. Но что, если каталог недостаточно полон или точен? Что если монету подделывали опытные мастера и она стоит достаточно дорого? Тогда нам нужны XRF анализатор, лабораторные весы и, самое главное – база данных подлинных монет с вариациями штампов, износа, лигатуры, особенностями производства и так далее. Это еще только первый этап. Затем нам нужен опытный эксперт, работающий по понятной и объективной системе. Большинство компаний, также занимавшихся слабированием и грейдингом сходили со сцены когда объем субъективных оценок накапливался до утраты доверия пользователей. Сегодня, любая попытка начинающей компании запустить бизнес по «грейдингу» монет подобна маленькому бизнесу по добыче нефти. В теории все просто: личный опыт и авторитет, базовое оборудование, каталоги. На практике, расходы на качественно организованный процесс превысят возможности новичка. Его мнение при аукционной оценке будет учитываться лишь локально, теми, кто доверяет.
Пример: обратите внимание, найти полноценный «фотогрейд» по Российским монетам до 1917 года (избыточную таблицу с фотографиями монет с подтвержденными «грейдами» и их вариациями по шкале Шелдона в хорошем разрешении) – не так просто. Понять, как появился тот или иной поверхностный дефект на монете (царапина, забоина, отметка от зуба) – все это требует большого опыта работы именно с этими монетами. Понять, насколько этот дефект снижает «грейд» – годы практики в понятной системе координат. «Грейдинг» многих новичков на рынке через год-другой становится либо неточным (мало опыта и справочной информации, накапливается критическая масса очевидных ошибок), либо нестабильным (сегодня угадал, завтра не угадал, послезавтра пошел на поводу у знакомого коллекционера и потерял репутацию). Компании вкладывают средства в подготовку экспертов, приобретают эталонные монеты, создают базы данных. Это удорожает процесс грейдирования. Измерительные и контрольные приборы для проверки подлинности – недешевы, еще плюс в стоимость. Крупные аукционы сторонятся оценки малоизвестных компаний, надо потратить годы, чтобы набрать репутационный капитал. Дешевое оборудование и расходные материалы для слабирования – выход для начала, но на рынке уже действуют монстры типа PCGS и NGC, не соответствуешь – вымрешь. Да, цена ниже, чем у зарубежных компаний. Но очень скоро коллекционеры понимают, что твой продукт не добавляет нумизматической премии их монете и начинают относиться к твоим «слабам», как к обычным пластиковым «холдерам». Это – конец малому местечковому «грейдинговому» бизнесу. Потребуются годы и очень хороший уровень капиталовложений, чтобы пережить проверку авторитета. Это уже длинные инвестиции, их может позволить себе только состоятельный бизнесмен в качестве хобби. Через двадцать лет (имхо) после старта такого бизнеса можно будет говорить о его авторитете, статусе, технологиях. Пока этого не произошло – любая цифра состояния на этикетке начинающей «грейдинговой» компании – ориентировочная, спорная.
Именно эти причины: объемы инвестиций, удачное время создания научный и технологический задел и позволили двум американским компаниям выйти на мировой уровень. В этом им помогли сами коллекционеры.
Уильям Шелдон – мой герой. Во-первых, он психолог, что делает нас коллегами. Во-вторых, как ученый, он практиковал системный подход и как настоящий исследователь – предельно четко и объективно формулировал свою мысль. Нумизматика должна была стать объективной и измеримой. Шелдон знал, о чем говорил, психология – наука о субъективном. Она прошла путь в столетие проб и ошибок, прежде чем превратилась в науку, обогатилась методами не только качественными, но и количественными. Нумизматика как и психология во многом строилась на кейсах – отдельных частных случаях. Которые важно было систематизировать. Подобное сходство помогло Шелдону. Ну и в третьих, Уильям Шелдон был увлеченным нумизматом. В основе его шкалы – теория о линейной зависимости стоимости вполне конкретной монеты – большого цента США от её состояния. Суть теории - грейд 70 стоит в 70 раз больше чем грейд 1. Поэтому, шкала Шелдона не 100-бальная. Есть и такие, вполне успешные. Например, английская нумизматическая шкала. Естественно, стоимость рубля Николая II чеканки 1911 года в грейде 70 не будет равна семидесятикратной стоимости такой же монеты в грейде 1. Этот принцип не соблюдается сегодня для абсолютного большинства монет (Чай рубль – не большой цент). Но, шаг от MS63 к MS67 будет пропорциональным и финансово ощутимым. Нюансы цены – не тема этого текста.
Так вот, У. Шелдон предложил обоснованную шкалу с критериями, а расширил представления нумизматов о содержании и границах этих оценок –«грейдов» Авраам Косов (sure, Abe Kosoff) – создавший и опубликовавший в 1977 году стандарты оценки Американской ассоциации нумизматов. Именно Косов ввел понятия Mint state и так далее. Описал износ, дефекты, внешний вид, сделал первую фотошкалу. Имея эти два ресурса, шкалу и стандарт, было уже делом техники создать компанию по оценке монет США. За сорок лет процесс оценки монет США стал чрезвычайно точным и начал распространяться по всему миру и на другие национальные нумизматические системы. Как мы видим, сорока лет популяризации системной нумизматики более чем достаточно. К слову сказать, в нашей стране нумизматика исповедовала принцип системности в другой её ипостаси: мы старались собирать всю полноту монетной системы. И только в более поздние годы пошла мода на погодовки и разновидности одной конкретной монеты. Впрочем, не вижу ничего дурного в коллекционировании зоологических монет или монет с изображенными на них парусными судами. Но, вернемся к битве за грейды.
Первой на серьёзный уровень вышла ANACS – сервис по оценке подлинности монет уже упомянутой ранее Американской нумизматической ассоциации. Их слабы часто встречаются на американских аукционах. Это – ветераны, работают для клиентов с 1979 года. PCGS открылась в 1986, а через год появилась NGC. Конечно, таких сервисов было больше, многие из них появились позже, некоторые не пережили мирового спада нумизматического рынка конца 80-х, начала 90-х. Многие живы и по сей день. Вы без труда купите слабы ICG, основанной в 1998 году. Встречаются и монеты, грейдированные компанией PCI, сошедшей со сцены в 2009 году. Ныне здравствующая SEGS, основанная в конце 90-х, как и ICG работает напрямую с коллекционерами и оценивает монеты всего мира. В общем, кому не нравится гегемония PCGS/NGC – выбор есть. Даже для патриотов российского «слабопрома» есть уже где развернуться.
Как коллекционер, Вы должны понимать, что цифра на слабе – не означает цену монеты. Это важный момент. Она подтверждает (внимание) независимую оценку состояния монеты на момент помещения её в специальный тип холдера – слаб. Могут ли внутри монеты или на её поверхности идти некие разрушительные или доброкачественные изменения? Да! Монета может разрушаться коррозией, даже если Вы оплатили специальный сервис по консервации монеты. Под влиянием внешней среды ещё до помещения монеты в слаб мог начаться процесс патинирования и она приобретает как положительную так и отрицательную особенность со временем. Эстетическая характеристика монеты играет определенную но незначительную и не решающую роль при определении её цены на аукционах. Кому-то нравится красный цвет меди, кому-то шоколадно-коричневая патина. Это уже субъективная характеристика. Другое дело, когда монета оценена по высшему возможному для себя баллу – 70 (MS или Proof), а по ряду объективных причин она начинает уже в слабе утрачивать эту характеристику. Да, такое бывает. Но с определенными монетами и гораздо реже, чем в других средствах предохранения монет. Для некоторых монет оценка ниже 69 «грейда» – катастрофа, а для других даже F2 – редкость. Опять же – вопрос: покупать монету уже в слабе или сыграть в лотерею и купить монету с рук для дальнейшего «слабирования»? Нет однозначного ответа.
Другой популярный вопрос, какие монеты «грейдировать» и помещать в «слаб»?! На рынке Вы встретите десятки тысяч монет регулярного чекана в «слабах» с весьма скромными оценками и незначительной стоимостью. Обычно это – результат оптовой деятельности дилеров, имеющих договор с грейдинговой компанией. Эти монеты – скорее фетиш, нежели осмысленное решение коллекционера. Хотя, кому-то и пять рублей 2019 года в «слабе» NGC покажется хорошей идеей. Это свободный мир, в конце концов. Я считаю, что есть смысл «грейдировать» либо коллекцию целиком на определенном моменте, либо – отдельные особо значимые монеты. Но делать из «слабов» фетиш – точно не моё.
Стоит понимать, «грейдирование» это очень серьёзный и скрупулёзный процесс. Если Ваши монеты представляют научный, исторический интерес или серьёзную материальную ценность, они только выиграют от подобной процедуры. Даже заплатив за неё серьёзные деньги, Вы подтвердите репутацию монеты и введете её в нумизматический оборот. Стоит также понимать, что массовый рынок монет в России – не предназначен для привлечения сторонних оценочных структур. Большая часть монет на рынке – чищена, патинирована кустарными способами, повреждена. Большая часть монет в коллекциях – представляет скорее эмоциональную, эстетическую ценность для коллекционера, нежели реальную, нумизматическую. Процесс осознания этого, принятия новых «правил игры» - идет. Естественно, появляются сервисы, удовлетворяющие эту потребность. Сейчас в РФ можно как провести процедуру оценки монеты (ННР), так и отправить монету в NGC или PCGS (компания MS67). Можно самостоятельно организовать и пройти процедуру вывоза нумизматического материала и отправки его на «грейдирование». Главный вопрос – что и с какой целью Вы собрались подвергнуть независимой оценке. И, да, монета в слабе с оценкой PCGS ещё очень долго будет стоить больше, чем аналогичная монета в слабе ННР. Да и сами слабы по качеству – разные. Никто кроме Вас этого выбора не сделает. Мой выбор – очевиден. «Грейдирование» – да; «слабирование» – да; PCGS/NGC – не важно, важна монета.
Будьте осторожны.
Да, именно так. Покупая монету, прошедшую независимую оценку, будьте слегка параноиками. «Слабы» могут быть фальшивыми, монеты подменяют, «слабы» могут быть значительно или незначительно повреждены. В конце концов, фальшивую монету могут поместить в поддельный «слаб» с оригинальной этикеткой, а саму монету могут повторно отправить на «слабирование». Купить этикетку за 20 долларов, заплатив за «слабирование», запаять новый «слаб» силами подпольной мастерской, поместить туда фальшивую монету – продать за 400 долларов на местечковом аукционе – легко. Триста долларов навара на дороге не валяются. Повторить с родной монетой по необходимости три, четыре раза, отправить её на оценку в пять разных компаний по-очереди. Продать новый «слаб» с оригинальной монетой, купить на аукционе неоцененную монету, послать в компанию. Процесс повторить. Каждая оригинальная монета принесет пару сотен чистой прибыли. Почему нет?! Потому что нумизмат – очень внимательный и осторожный человек. Это тоже – правила игры.
Фальшивые «слабы» встречаются, не часто, но вероятность всегда есть. Скорее Вы приобретёте слабы малоизвестных компаний, чем фальшивые слабы PCGS или NGC. Причина их появления – всеобщее доверие к грейду вышеупомянутых компаний на небольших аукционах в США и Европе. Смотрите качество пластика. Высоту рельефа слаба. Посетите виртуальный музей «слабов» (есть и такой у PCGS). Внимательно отнеситесь к реестрам монет этих компаний. Научитесь определять фактуру «слаба», твердый пластик, сама штамповка выполнена очень точно, грани четкие, никакой кривизны и аляповатости. Текст этикетки, ошибки, лишние знаки. Электрическая запайка оставляет вполне характерный след. Так как в районе 2014 года лидеры этого рынка отреагировали на китайские фальшивые «слабы» повышением степеней защиты, современный слаб подделывают реже. Стоит потратить пару вечеров и посмотреть учебные видео хотя бы от самих компаний. Конечно, маловероятно что Вы приобретете фальшивую серебряную инвестиционную или памятную монету в фальшивом «слабе». Этот бизнес скорее ориентирован на рынок монет ценой от одной до 10 тысяч долларов. Некоторое время назад PCGS приводила пример на одной из конференций, дилер в Минесоте продавал «слабированные» фальшивки на десятки тысяч долларов, если клиент начинал опасаться что монеты не настоящие, дилер возвращал деньги и принимал монеты обратно. Многие – возвращали, но большинство оставляли монеты себе. Доверяя дилеру и «слабам» известных «грейдинговых» компаний, люди становились жертвами мошенников. Только после того, как один из покупателей выслал купленные им монеты в PCGS, был предъявлен иск и в результате судебного разбирательства дилер был изобличен и наказан. Большинство же покупателей просто возвращали монеты, чем поощряли мошенников искать новых клиентов.
Обязательно смотрите монету в реестрах компаний. Обязательно сверяйте фото, если оно есть. Нельзя сходу доверять «слабу». Доверять надо Вашему дилеру, либо не доверять. В конце концов – все ошибаются. Не забывайте: Вы помещаете в коллекцию монету, а не кусок пластика с голографической наклейкой.
Заключение.
Таким образом, «грейдинг» это рабочий инструмент коллекционера. «Грейдинговая» компания – доступный коллекционеру сервис. «Слаб», это общепринятый в мире способ защиты «грейдированных» монет для безопасного долговременного хранения.
Представим себе на минутку, что Вы – начинающий 10-летний коллекционер.
Что из вышеперечисленного для Вас важно?
Узнать, что такое шкала Шелдона в модификации Косова и научиться ей пользоваться.
Искать примеры различных «грейдов» монет, научиться пользоваться электронными ресурсами PCGS и NGC.
Установить для себя минимальную планку качества собираемых монет и стараться её придерживаться.
Решить какие монеты Вашей коллекции объективно нуждаются в «грейдировании» сторонней компанией.
Что НЕ важно?!
Собирать только монеты в «слабах».
«Грейдировать» у сторонней компании ВСЕ монеты своей коллекции.
Презрительно посмеиваться над теми, кто предпочитает мюнцкабинеты и альбомы с «холдерами». Могут и подзатыльник примерить…
А теперь, прошло десять лет, Вы выросли. Что изменилось?! Вот и я думаю, что ничего. Путь нумизмата – путь разума. Чем раньше нумизмат поумнеет, тем больше удовольствия ему доставит процесс коллекционирования. Доброго пути!
И «слабов», «слабов» побольше!
Владимир Павловский 2019