Для многих людей балерина - это хрупкое, нежное и почти невесомое создание. Но за внешней слабостью скрываются огромная выносливость и сила воли.
Ольга Иордан (1907-1971) танцевала в составе балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова
В первые дни после объявления начала Великой Отечественной войны еще не было осознания того, что Ленинград окажется в блокаде. Казалось, что боевые действия идут где-то далеко. Репетиции театра продолжались, несмотря на то, что часть актеров была призвана в ряды Красной армии, а часть ушла добровольцами.
Репетиции прерывались воздушными тревогами, на это время артисты спускались вниз, а позже возвращались обратно. Никаких страхов тогда еще не было.
В августе 1941 года поступил приказ об эвакуации из Ленинграда театра вместе с семьями работников. Предполагалась вывезти двумя эшелонами 1600 работников театра и до 2000 членов их семей.
Но не все артисты покинули город. Среди оставшихся была и балерина Ольга Иордан. Она не могла оставить больную мать, которой требовался уход. Здесь она провела всю блокаду.
Для артиста театр - храм. Это место где он сможет встретить своего зрителя, рассказать свою историю игрой, песней, танцем. Здесь переплетались времена и судьбы актеров и персонажей.
Кировский театр был островком спокойствия и надежды. Он был связующим звеном между довоенным и военным временем не только для работников театра, но и для жителей Ленинграда. Но 19 сентября 1941 года в 21.05 фугaсная бoмба попала в здание театра.
Из воспоминаний Ольги Иордан:
"...Я услышала, что в здание театра попала бомба. Мне стало так страшно, что несколько дней я не решалась пойти посмотреть на него. Наконец, собравшись с духом, отправилась и, войдя со стороны улицы Глинки на площадь, остановилась... Стоя на углу, я смотрела и плакала..."
Несмотря на тяжелые условия, она не прекратила танцевать, потому что танцы, музыка, литература дают людям надежду.
В сентябре начались репетиции для концертов в филармонии. Ольге Иордан было предложено исполнить испанский танец. Голод уже давал о себе знать. Репетиции давались непросто. После танца балерина подолгу сидела не шевелясь, приходя в себя, а потом начинала все сначала.
В декабре 1941 у ленинградцев закончились запасы еды, норма хлеба была урезана. Не было электричества, не работал водопровод. На улице и в домах свирепствовал лютый мороз.
В эти тяжелейшие времена было принято решение с января 1941 года в гостинице "Астория" организовать стационар для ученых и творческих людей. Этот шаг спас многих ослабевших ученых и артистов, сняв с них заботу о добыче еды и топлива.
До марта месяца 1942 года с театральной и музыкальной жизнью Ленинграда было покончено. Месяцы бездействия дались артистам непросто. Ольга Иордан вспоминала, что тяжелее всего было ничего не делать, не поддерживать своими выступлениями людей. Ее тяготило то, что она получала паек, жила в гостинице, но получалось, что ничего не давала взамен.
В те дни в своем дневнике она писала:
"...Как бы трудно мне не было, я должна была найти в себе силы и возможности для работы. Работать хотелось мучительно. И не мне одной. Об этом говорили все мои товарищи, с которыми я снова начала встречаться. Оказалось, что из нашего театра осталось человек двадцать. Это была способная молодежь, но все были в ужасном состоянии, истощены и обессилены, а у Тихомирова, кроме дистрофии, была еще и цинга: колени распухли, танцевать он не мог. Агриппина Ваганова эвакуировалась весной, в марте, и потому возглавить работу балетного коллектива пришлось мне. Я как старшая чувствовала на себе моральную ответственность за судьбу моих младших товарищей..."
Ей удалось собрать небольшую труппу из артистов, оставшихся в Ленинграде. Истощенные, замерзающие они выезжали с концертами в ближайшие воинские части. Нередко попадая под обстрелы, они вновь продолжали выступления.
Однажды Ольга Иордан с артистами должна была выступать на переднем крае. Для отдыха им отвели командирскую землянку. В этот момент начался обстрел. Снaряды ложились совсем рядом с ними. Взрывoм Ольгу Иордан сбросило на землю. Дождавшись небольшого затишья, артистов перевели в другую землянку, где было много народа. И тогда под звуки взрывoв концерт был проведен там.
Не переставали артисты выходить на сцену перед ленинградцами.
Нередко за сценой или прямо на сцене, выполняя сложнейшие партии, Ольга Иордан теряла сознание, но она продолжала выступать не жалея себя, терпя все те же лишения, что и остальные жители Ленинграда.
В декабре 1942 года Ольга Иордан возобновила балет "Эсмеральда". Ей пришлось выполнять роль художественного руководителя театра, балетмейстера, балерины и педагога. За основу был взят балет в постановке Вагановой (1935 г.), но блокадный балет стал короче. Не хватало мужчин, поэтому часть ролей убрали, а некоторые отдали загримированным и одетым в мужскую одежду женщинам.
Помещение не отапливалось, поэтому репетировать приходилось в шубах, валенках и перчатках. Актрисы сами чинили изношенную обувь - штопали и обшивали найденными кусочками лент. Но ни один спектакль не был станцован на полупальцах. Несмотря на боль - танцевали всегда на пальцах.
Однажды во время показа в ДК Выборгском балета "Эсмеральда" началась бомбежка, но музыка не смолкла, а зрители не покидали свои места. Только после окончания акта и актеры, и зрители спустились в бомбоубежище.
До конца войны этот балет был исполнен больше 30 раз.
В 1943 году Ольгой Иордан и Владимиром Томсоном был возобновлен балет "Конек-горбунок". Из-за внесенных изменений этот балет уже походил на самостоятельную работу балетмейстеров. Им приходилось удалять сцены, менять состав и число артистов
Но не только балет оказался по силам Ольге Иордан. Она помогала детям, устраивала их в больницы, а весной 1942 года занималась эвакуацией детского дома.
После снятия блокады Кировский театр вернулся. В составе его труппы Ольга Иордан выступала до 1950 года. Позже она стала работать балетмейстером.