Найти тему
Море идей

Прокачиваем навыки чтения

Оглавление

Чтение это не просто преобразование букв в звуки. Всё то, что мы видим перед собой в книге важно не столько расшифровать, сколько понять. Ведь читая, мы в первую очередь стараемся вникнуть в суть текста, а не повторить вслух или про себя только что увиденные слова.

По сути, между книгой и читателям происходит диалог. В нём, как и в обычной беседе, есть сторона, передающая сообщение, и сторона, его принимающая. При этом у одной и той же книги с разными читателями будет складываться совершенно разное «общение». Ведь степень понимания и скорость чтения – индивидуальные процессы.

Для читателя процесс «общения» с книгой состоит из следующих шагов:

  1. Визуальное восприятие – анализ увиденных символов, складывание букв в слова и слов в предложения.
  2. Хранение частей полученной информации в кратковременной памяти.
  3. Отправка информации в долговременную память, нахождение логических связей с уже известными фактами.
Photo by Iana Dmytrenko on Unsplash.
Photo by Iana Dmytrenko on Unsplash.

В зависимости от целей существуют разные виды чтения:

1. Интенсивное чтение

Читатель фокусируется на небольших фрагментах текста, вникая в каждое слово и обращая внимание на все детали. Таким способом лучше всего изучать тексты на иностранном языке.

2. Чтение на охват содержания

Акцент делается не столько на концентрации на отдельных частях и погружении в текст, сколько на общей скорости чтения и охвате большого количества текста. Больше подходит для чтения на досуге.

Photo by Robyn Budlender on Unsplash
Photo by Robyn Budlender on Unsplash

3. Поверхностное

Этот вид чтения помогает получить общее представление о тексте. В процессе читатель в первую очередь схватывает главную мысль, не вникая в детали. Он может не произносить некоторые слова даже про себя и сосредотачиваться на теме и главной мысли текста. При этом особое внимание уделяется словам, выделенным графически (курсивом, например), датам, именам, а также последнему и первому параграфам.

4. Сканирующее

Люди, прибегающие к этому методу, часто сосредотачиваются на поиске одного конкретного фрагмента. Сопутствующая информация, не имеющая отношения к делу, отбрасывается. В процессе читатель сам решает, по каким ключевым словам и символам необходимо искать нужное, держа в памяти искомый предмет.

Определив цели чтения и выбрав один из методов, мы переходим к теме скорости чтения. Наша задача как можно быстрее и без потерь пройти следующие этапы:

  • Декодирование сообщения.
  • Вычленение нужной информации.
  • Получение ответов на конкретные вопросы.
  • Составление представления о смысле прочитанного.
  • Предположения и догадки касательно содержания, личная интерпретация.
  • Формирование собственного цельного представления о тексте.
Photo by Michał Parzuchowski on Unsplash
Photo by Michał Parzuchowski on Unsplash

Как же можно увеличить скорость чтения и прохождения всех этих этапов?

Под сегментами здесь подразумеваются группы слов в предложении. Так, активно читающий человек должен воспринимать текст не по отдельным словам, а сразу фрагментом из 4-5 слов, стоящих рядом.

Логический анализ

Каждый раз натыкаясь на незнакомое слово, необязательно сразу заглядывать в словарь. Погрузившись в контекст, можно самому попытаться логически вывести значение неизвестного слова. Помочь в этом могут слова по соседству и сама структура предложения.

Предварительный просмотр

Перед тем, как непосредственно начать читать, лучше хорошенько изучить структуру текста: количество параграфов, их название, иллюстрации и выделенные слова. Это поможет значительно ускорить процесс понимания, так как читатель заранее будет иметь общее представление о теме, структуре и дополнительных вводных.

Предположения

Также скорость чтения увеличивается за счёт умения строить гипотезы о том, что будет описано далее. Предвосхитить содержание следующей главы можно по её названию или же логически – по окончанию предыдущей.

Чтение про себя

Про себя мы автоматически читаем быстрее, чем вслух. Не делая пауз, не задумываясь об ударениях и интонациях, и не тратя время на произнесение звуков, мы гораздо быстрее переходим к сути.

Таким образом, продвинутый читатель, отталкиваясь от цели, выбирает вид работы с текстом и дальше погружается в процесс чтения. Задача родителей с детства помочь ребёнку развить необходимые навыки, чтобы в будущем он стал продвинутым читателем и смог по-настоящему полюбить книги.

Больше полезной информации о том, как научить ребёнка читать и заинтересовать его литературой вы найдёте в материалах конференции «Рисуем, лепим, читаем. Обучение чтению в игре».