Режиссер Сергей Федотов не пытается ошеломить зрителя нестандартностью постановки. Спектакли его театра по правильному классичны. Костюмы и декорации соответствующие эпохе. Чем же привлекают постановки людей? За всех не скажу, но вот меня особой камерностью. И это несмотря на то, что размер сцены не так уж и мал. Свет выстроен так, что создается ощущение, что ты заглядываешь в окошко и наблюдаешь за чужой жизнью.
Вот высветилось окно за которым три брата Карамазовых со свои отцом ведут диалог со старцем Зосимой. В этом разговоре сразу очерчиваются характеры героев: богопослушный младший Алексей; неверящий в бога, но признающий существование черта, средний Иван; неуемный, живущий страстями старший Дмитрий; их отец — сластолюбивый прижимистый старик Федор Павлович. Пришли они к старцу за советом в надежде на выяснение имущественных отношений. Но слишком велики противоречия и взаимные претензии у отца и Дмитрия Карамазова, а потому все заканчивается очередной ссорой. Достоевский немало строк посвящает размышлениям об отношении к религии и богу, но тут проблема отцов и детей не в теологических несогласиях, а в весьма плотских материях. Как говорят французы «cherchez la femme» — папа и сын запали на одну молодую особу, имя которой Грушенька.
Пересказывать содержание не имеет смысла. Оно больше похоже на те сжатые эссе для старшеклассников, которыми потчует интернет в преддверии экзаменов «вся литература за полтора часа». Роман содержит много больше сюжетных линий и героев, чем позволительно представить в трехчасовой театральной постановке. Тут же внимание полностью отдано семье Карамазовых и их внутрисемейным разборкам.
Очень долго Достоевский мучает читателя вопросом: «так кто же убил старика Карамазова?» На сцене же зритель довольно быстро получает ответ: «Вне всяких сомнений, это лакей и незаконнорожденный сын Смердяков». Настоящий убийца определен, но как и в книге, на каторгу пойдет Дмитрий Карамазов. Несовершенство судебной системы и желание главного героя «очиститься через страдание». Вновь и вновь писатель обращается к своим излюбленным темам: вера в Бога и неверие, разрешение на преступление и муки совести следующие за трагическим поступком, честные и падшие женщины, жертвенные и страстные отношения. И темы эти проявляются в диалогах, наиболее важные из которых, режиссер включил в постановку.
Спектакли Сергея Федотова наполнены элементами мистицизма и таинственности. Одной из подобных мистических сцен является беседа неверующего в Бога Ивана Карамазова с чертом. Окутанные зеленоватой дымкой собеседники по разным концам длинного стола ведут разговор, но на самом деле это разговор Ивана с самим собой, с тем своим двойником, который воплощает все темные черты натуры. Подобная трактовка крайне близка и театру Луны, сцену которого на этих гастролях использовал Пермский театр.
Актерский состав профессионально ровен. Каждый из артистов без труда может перевоплотиться и заменить партнера по сцене, программка тому подтверждение. Владимир Ильин, исполнявший роль Дмитрия Карамазова, завтра может стать братом Иваном, и наоборот. Было бы любопытно увидеть вещь с иным актерским составом, но для этого необходимо отправляться в Пермь, а это сложно. Рада за очередное соприкосновение с театром «У Моста».