Найти тему
РЕПРОДУКТОР Москва

Черная суббота 1962 года.

Это была суббота 27 октября 1962 года. Многие словосочетание "черная суббота/пятница" сейчас ассоциируют с большими скидками в магазинах. Но речь пойдет не о распродажах и "кибер-понедельниках".

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

Тот день мог стать концом современной истории. Реальным концом, а не либеральной болтовней американского "нисея" (японца, рожденного вне Японии) Френсиса Фукуямы. Тут скорее стоит вспомнить слова Альберта Эйнштейна, написанные им ещё в 1945 году:

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.

О начале Карибского кризиса можно прочитать здесь:

Не буду пересказывать широко известные факты типа обращения Хрущева к американскому президенту по радио и т.п. Об этом всё и так написано в эти дни. Мне бы хотелось вспомнить чуть менее популярный эпизод того периода. В тот момент человечество было даже не в миллиметрах, а буквально в микронах от катастрофы.

Кроме ракет на "Острове Свободы" - Кубе- были ещё и ракеты на четырех советских подводных лодках. Одна из них (Б-59) отправилась в район Кубы ещё в начале октября . Лодка была вооружена ядерными боеприпасами. При этом, что при современном развитии средств связи представить почти невозможно, возможностей выйти на связь с командованием у неё почти не было. В таких условиях был дан приказ: применять ядерное оружие по обстановке, для этого достаточно единогласного решения трех старших офицеров на борту.

К самому концу (или разгару?) карибского кризиса подлодка прибыла в заданный район. К этому моменту американское командование отдало приказ заставить все подлодки всплыть. Американцы называли это "карантин", а на самом деле это имело все признаки блокады.

Американские ВМС смогли вычислить советскую подлодку и стали забрасывать её глубинными бомбами. Поскольку подлодка не имела связи с командованием, то у них были все основания для применения всех имеющихся средств.

Подлодка Б-59 в Карибском море. Красным выделен вертолет ВМС США. Иллюстрация из открытых источников.
Подлодка Б-59 в Карибском море. Красным выделен вертолет ВМС США. Иллюстрация из открытых источников.

Командир и старший помощник высказались за применение ядерного оружия. Это представлялось вполне обоснованным . Равный по званию (капитан второго ранга), но старший по должности (начальник штаба 69-й бригады подводных лодок Северного флота) Василий Архипов высказался против. Он предложил отправить американским морякам требование "прекратить провокации".

Обстановка была довольно напряженной: кислород и заряд аккумуляторов подходили к концу, температура на борту переваливала за 50 градусов, связи с командованием не было.

Начальник связи Б-59 Вадим Орлов впоследствии описывал ситуацию так: «Глубинные бомбы взрывались прямо у борта подлодки. Было такое ощущение, будто сидишь в металлической бочке, по которой колотят кувалдой. Ситуация для экипажа была совершенно необычная, чтобы не сказать шокирующая».

Командир лодки Валентин Савицкий был настроен решительно: "Вероятно, наверху началась война. Мы должны принять бой. Погибнем, но флота не опозорим!"

Вице-адмирал Архипов Василий Александрович. Иллюстрация из открытых источников.
Вице-адмирал Архипов Василий Александрович. Иллюстрация из открытых источников.

Однако, осторожность Архипова возобладала, лодка всплыла и начала обмен сообщениями с американцами. Те хоть и вели себя довольно агрессивно (взяли подлодку на прицел орудий, подлетали вплотную к ней), но топить, видимо, не собирались. Можно предположить, что если бы янки знали о том, что ядерное вооружение лодки способно потопить всю их эскадру одним залпом, то они вели бы себя учтивее.

К-59 за время переговоров удалось зарядить аккумуляторы, пополнить запасы воздуха и отремонтировать имевшиеся поломки. 29 октября, когда бдительность американцев притупилась Б-59 смогла погрузиться и оторваться от преследования.

К этому моменту СССР и США удалось договориться о разрешении конфликта, американский президент публично пообещал не нападать на Кубу (и непублично- убрать ракеты из Турции) в обмен на вывод советских ракет с острова. При этом ни Хрущёв, ни Кеннеди не знали, что их договоренности в любой момент могли буквально пойти прахом в водах Карибского моря.

Приказ о завершении операции "Кама" и о возвращении на базу поступил только 14 ноября 1962 года.

На конференции, посвящённой 40-летней годовщине Карибского кризиса, проходившей в Гаване в октябре 2002 года, Роберт Макнамара заявил, что ядерная война была значительно ближе к своему началу, чем считалось ранее. Макнамара знал, что говорил: он в период кризиса был министром обороны США и именно он отдавал приказ о принуждении к всплытию всех советских подлодок. Один из организаторов конференции, Томас Блэнтон из Университета Дж.Вашингтона, сказал, что «парень по фамилии Архипов спас мир».

В 2003 вице-адмирал Архипов был удостоен итальянской Национальной премии Ротонди «Ангелы нашего времени» за стойкость, мужество, выдержку, проявленные в экстремальных условиях (посмертно). Награда вручена его вдове.

Ангелы нашего времени: "В память о Василии Архипове, капитане ВМФ СССР, который в 1962 году,своим "нет" при запуске ракеты с ядерной боеголовкой во время Кубинского кризиса между Советским Союзом и США, спас  мир от апокалипсиса". Иллюстрация из открытых источников.
Ангелы нашего времени: "В память о Василии Архипове, капитане ВМФ СССР, который в 1962 году,своим "нет" при запуске ракеты с ядерной боеголовкой во время Кубинского кризиса между Советским Союзом и США, спас мир от апокалипсиса". Иллюстрация из открытых источников.

По возвращении подводников первоначально ждал менее радушный прием. Начальник политуправления Северного флота вице-адмирал Сизов заявил, что подводникам следовало затопить лодки вместе с экипажами, а не всплывать. Один из заместителей министра обороны (кавалерист Гречко) так и вовсе считал, что моряки должны были забросать приближающихся американцев ручными гранатами. Хорошо, что хоть не шашками порубить предлагал. От наказаний моряков спасло заступничество главкома ВМФ адмирала Горшкова. Командиров, включая Архипова, наградили Орденами Красного Знамени.

Кризис к концу октября 1962 года разрешился. Даже "прямую телефонную линию" Москва-Вашингтон для связи между руководителями СССР и США на случай подобных кризисов в 1963 году создали. Кстати, с этой линией, как с морской свинкой (которая не морская и вовсе не свинка) -ни прямой, ни телефонной она на самом деле не была. Фермеры из Финляндии её даже пару раз перепахивали своими тракторами. Если интересно, то подробнее опишу некоторые подробности этого канала связи в отдельном материале.

Однако, осадочек остался до сих пор. Кубинцы до сих пор не простили Хрущёву того, что он не потребовал от Кеннеди убрать с Кубы военную базу Гуантанамо, хотя легко мог это сделать. База с 10 000 американского персонала продолжает существовать до сих пор, а в 2002 году к ней добавилась ещё и тюрьма. Уже другой американский президент Обама на второй день своего пребывания в должности (21 января 2009) пообещал ликвидировать эту тюрьму (но не базу). Обама много чего обещал и даже Нобелевскую премию мира за свои посулы получил. Однако, что-то постоянно мешало ему сдержать слово: то Конгресс сопротивляется, то следующий президент Трамп не поддерживает начинаний Барака. Обычная история, американские обещания часто почти ничего не значат, хотя стоить могут дорого. Но не американцам, а тем, кто этим обещаниям почему-то всё ещё продолжает верить.

-6

А теперь, друзья, не стесняйтесь ставить "лайки" и оставлять толковые комментарии. Подписывайтесь на этот новый канал, т.к. часть материалов доступна только подписчикам. Отдельная благодарность разместившим ссылку на эту статью в соцсетях.