Найти в Дзене
В Движении

Забытые пикапы Jeep, которые работали лучше знаменитых внедорожников Wrangler

Что первое приходит на ум при упоминании Jeep? Наверняка легендарный CJ, превратившийся в Wrangler, или культовый Wagoneer, который возродили в 2021-м. Может, вспомните знаменитый Cherokee, чью историю завершили в 2023-м. Но знаете что? Практически всю свою историю Jeep выпускал не только внедорожники, но и настоящие рабочие лошадки – пикапы, которые возили всё подряд и проезжали там, где другие застревали. Первый гражданский грузовик Jeep появился в 1947-м под скромным названием Willys Truck. Всего через пару лет после превращения военного Willys MB в гражданский CJ-2A инженеры решили – а почему бы не сделать из него пикап? Выпускали его сначала Willys-Overland, потом Kaiser Jeep, и продержался этот трудяга на рынке аж до 1965-го. Полноприводный Jeep Truck (он же Jeep 4x4 Pickup) продавался с номинальной грузоподъёмностью в тонну. Причём можно было купить как готовую машину, так и голое шасси – делай что хочешь. К 1949-му появились версии на 3/4 тонны. За почти 20 лет машина успела п
Оглавление

Что первое приходит на ум при упоминании Jeep? Наверняка легендарный CJ, превратившийся в Wrangler, или культовый Wagoneer, который возродили в 2021-м. Может, вспомните знаменитый Cherokee, чью историю завершили в 2023-м. Но знаете что? Практически всю свою историю Jeep выпускал не только внедорожники, но и настоящие рабочие лошадки – пикапы, которые возили всё подряд и проезжали там, где другие застревали.

Willys Truck

Первый гражданский грузовик Jeep появился в 1947-м под скромным названием Willys Truck. Всего через пару лет после превращения военного Willys MB в гражданский CJ-2A инженеры решили – а почему бы не сделать из него пикап? Выпускали его сначала Willys-Overland, потом Kaiser Jeep, и продержался этот трудяга на рынке аж до 1965-го.

Полноприводный Jeep Truck (он же Jeep 4x4 Pickup) продавался с номинальной грузоподъёмностью в тонну. Причём можно было купить как готовую машину, так и голое шасси – делай что хочешь. К 1949-му появились версии на 3/4 тонны.

За почти 20 лет машина успела примерить все культовые джиповские моторы той эпохи: 4-цилиндровые Go Devil и Hurricane, 6-цилиндровые Super Hurricane и Tornado. Последний появился в 1962-м – 3,8-л агрегат выдавал 140 л.с. и 285 Нм.

-2

Интересная деталь: все Jeep Truck комплектовались только 3-ступенчатой механикой Borg Warner с раздаткой Spicer. Как положено настоящему джипу середины прошлого века, опционально ставился ограничитель оборотов двигателя – нужен был для работы лебёдки или вала отбора мощности.

За 19 лет продали около 200 000 таких машин. В начале 60-х базовая версия стоила 1900 долларов – это примерно 15 000 долларов сегодня или чуть больше 1,3 млн руб.

Forward Control

-3

К моменту выхода CJ-5 в 1954-м старичок Jeep Truck уже морально устарел. Новые владельцы марки из Kaiser Motors решили создать что-то революционное на базе свежего CJ-5. Так появились грузовики серии Forward Control FC-150 в 1956-м.

Для создания модели наняли промышленного дизайнера Брукса Стивенса, который применил необычный для лёгких грузовиков подход – расположил двигатель под кабиной, а не перед ней. Чтобы сохранить фирменный стиль, на кабине использовали решётку от CJ-5 с семью вертикальными прорезями.

-4

Бескапотные пикапы выглядели слишком футуристично для частных покупателей, поэтому основными клиентами стали госорганизации и компании. Зато благодаря компоновке двигатель располагался прямо над передней осью, между водительским и пассажирским сиденьями – это позволило эффективнее использовать грузовое пространство. Рекламный слоган гласил: «Меньше колёсная база, больше места для груза, проедет где угодно».

FC-150 действительно проезжал везде благодаря колёсной базе всего 205 см, малому радиусу разворота и полному приводу. При полной массе 2300 кг соотношение снаряжённой массы к грузоподъёмности составляло 1:1 – лучше, чем у любого серийного лёгкого грузовика того времени.

-5

Более крупная модификация FC-160 получила базу 236 см, а появившаяся в 1957-м FC-170 – уже 261 см. Jeep предлагал Forward Control в разных конфигурациях: фургоны, шасси со сдвоенными задними колёсами, длиннобазные FC-180 и FC-190. У последнего колёсная база достигала 381 см, а максимальная масса – 7300 кг.

Несмотря на все преимущества, покупатели не оценили бескапотный дизайн. За 10 лет продали всего 30 000 машин. Зато лицензионное производство продолжалось намного дольше – индийская Mahindra выпускала FC с 1965-го по 1999-й.

-6

В 2012-м Jeep представил концепт Mighty FC на базе Wrangler. Машина имитировала дизайн модели из прошлого века, но была современным вездеходом с портальными мостами, 40-дюймовыми шинами и 285-сильным V6 объёмом 3,6 л. Журнал Car and Driver писал, что едет машина даже лучше, чем выглядит, и жаль, что у неё нет шансов пойти в серию.

Gladiator и J-Series

В 1962-м началось производство нового грузовика с серьёзным именем Gladiator. Модель базировалась на роскошном внедорожнике Wagoneer и относилась к J-серии, которая продержалась до 1987-го. Получается, пикап разработали при Kaiser, он пережил весь период American Motors и ушёл только при Chrysler.

-7

В продажу Gladiator поступил одновременно с Wagoneer в 1963-м. Первоначально полутонник оснащался 140-сильным 3,8-л шестицилиндровым Tornado – первым послевоенным американским массовым двигателем с верхним распредвалом. Gladiator стал первым американским пикапом с мотором типа OHC.

В 1963-м появилась более дешёвая версия со 133-сильным вариантом Tornado. А в 1965-м предложили опциональный 5,3-л V8 на 250 л.с. и 461 Нм. Тогда же на Gladiator, доступном с полным и задним приводом, появилась опциональная передняя независимая подвеска.

В отличие от Wagoneer, который в 1967-м получил серьёзный рестайлинг, Gladiator сохранял оригинальный брутальный дизайн с высокой узкой решёткой и четырьмя раздельными фарами до 1969-го. Именно этот эпичный дизайн использовали на концепте 2012 года Jeep J-12.

-8

Когда в 1970-м владельцем Jeep стала AMC, Gladiator сразу изменился. Он стал выглядеть как современный Wagoneer и получил двигатели AMC, включая 6,6-л 401 V8 мощностью 285 л.с. и моментом 522 Нм.

С 1972-го изменилась номенклатура – имя Gladiator упразднили, модель продолжила существование как Jeep Truck J-Series. Вместо сложных индексов J-1000, J-2000 начали использовать простые J-10 для стандартной модели с базой 302 см и J-20 для удлинённой на 30 см версии.

-9

Продолжая использовать Wagoneer как основу, пикапы J-Series получили те же улучшения: передние дисковые тормоза, колёса с шестью болтами, усиленную раму. AMC внедрила специальные версии: 10-4, Golden Eagle, Honcho. В комплектацию Honcho (на сленге означает «босс») входил виниловый декор, каркас безопасности над кабиной, широкие диски 8×15, специальная внедорожная резина.

-10

Пикапы J-серии развивались вместе с Wagoneer, получая новые технологии. Система постоянного полного привода Quadra-Trac 1973-го в 1983-м уступила место Selec-Trac, позволявшей выбирать между полным или задним приводом и включать понижающую передачу с блокировкой межосевого дифференциала.

Интересный факт: с самого появления в 1962-м все пикапы J-серии оснащались декоративным козырьком над лобовым стеклом. Только в 1981-м от него отказались – выяснилось, что он серьёзно ухудшает и без того не лучшую аэродинамику.

В 1987-м Chrysler упразднил полноразмерные пикапы J-серии из-за опасений конкуренции с собственными Dodge Ram.

Scrambler и Comanche

Нельзя забыть о пикапе Jeep CJ-8 Scrambler, выпускавшемся с середины 1981-го по начало 1986-го. По сути это была грузовая версия CJ-7 с увеличенной до 262 см колёсной базой. Модель создали в ответ на растущий спрос на компактные пикапы.

-11

С грузоподъёмностью 680 кг Scrambler подходил не только рабочим и фермерам, но и сёрферам, любителям активного отдыха в труднодоступных местах. Модель не имела отдельного грузового отсека – разделение кабины и кузова происходило за счёт съёмной полукрыши со встроенным задним окном.

CJ-8 предлагался только с полным приводом, двумя механиками и одной автоматической КПП. Моторная гамма включала знаменитый 2,5-л Iron Duke на 82 л.с. и рядную шестёрку AMC на 98 л.с. В отличие от CJ-7, на пикапе никогда не было V8. Всего продали чуть более 24 000 Scrambler.

-12

Прямым преемником Scrambler в 1986-м стал компактный Comanche на платформе Cherokee XJ 1984-го. Пикап повторял угловатый дизайн донора, но имел особую конструкцию шасси. Под грузовым отсеком располагалась рама с X-образной поперечиной для задней подвески с усиленными рессорами. Спереди рама была интегрирована с кабиной – несущим элементом передней подвески и силового агрегата, как у Cherokee.

-13

Модель предлагалась с задним и полным приводом, с двумя вариантами кузова – 183 или 213 см. Для длинной версии предлагался пакет Metric Ton с усиленными компонентами вроде заднего моста Dana 44, увеличивавший грузоподъёмность с 635 до 1000 кг.

Пик продаж Comanche пришёлся на 1988-й, когда мощность топового 6-цилиндрового мотора возросла до 177 л.с. – продали почти 44 000 машин. Но уже в 1989-м продажи упали вдвое. Дилеры Jeep Eagle требовали прекратить поставки Comanche и наращивать выпуск Dodge Dakota.

-14

Производство остановили в 1992-м. Общий тираж за семь лет – чуть более 190 000 единиц. Comanche стал последним грузовиком Jeep XX века.

Возрождение легенды

В 2005-м на Детройтском автошоу показали концепт Jeep Gladiator на уникальной архитектуре, которую в 2007-м использовали на обновлённом Wrangler. Рамный грузовик имел грузоподъёмность 680 кг, клиренс 35 см и 2,8-л турбодизель на 163 л.с. и 400 Нм. Несмотря на готовность к производству, Chrysler отказался выпускать модель – сегмент компактных пикапов находился на спаде, даже продажи Dodge Dakota просели в 2005-м на треть.

-15

Фанатам пришлось ждать. В 2011-м тюнинг-подразделение Mopar предложило конверсионный набор JK8, превращавший четырёхдверный Wrangler Unlimited в пикап. И только в конце второго десятилетия XXI века серийный Jeep Gladiator поступил в продажу как модель 2020 года.

-16

Разделяя архитектуру с Wrangler JL, Gladiator доступен только с полным приводом. Покупатель может выбрать одну из четырёх полноприводных систем. В зависимости от комплектации грузоподъёмность варьируется от 450 до 770 кг, буксировочная способность – от 1800 до 3470 кг. На сегодняшний день Jeep продал уже более 400 000 возрождённых Gladiator.