Всем Доброго Аудиофильского!
Тут слушал недавно файлик с флешки, там была музыка - ну такая. Помесь медлячковой урчащей электроники с живыми электро-гитарами.
Но я первый раз слушал этот альбом. И вот, что называется в слепую. Мне его включили и сказали слушай. Ну я сижу, слушаю.
И в какой-то момент. А что это вообще за звук? Откуда такая мягкость на ВЧ у современной музыки?
А там тарелочки они так мягко и приглушенно шуршат не спеша. Прям вот с убранной атакой. Исключительно шепот.
Я про себя. Да не может современный тракт, на котором подобные стили пишут, вывезти такую мягкость звучания. Даже цифре на 96 кГц это не по силам. А если там Цидюк, так и вовсе не вывезет. 16й бит надорвет себе до шаркающего свиста в ЦАПе, и дальше этого дело не пойдет.
В какой-то момент не выдержал. Полез за ноутом. Переткнул флешку. А там Хай Рез. На 192 кГц и 24 бита.
Но я полез уточнять, что за группа вообще? И какого года альбом?
А он отказывается от 1975го года. И мало того, слушаю я Винил-Рип.
Вот так слепые тесты нынче делаются!!! Не плохим качеством в сравнении с хорошим, а вот так.
Когда думаешь, что у тебя современный диск, а подосознание стучит в мозг, на 25й минуте звучания, и говорит, что не может современный тракт такую мягкость звучания обеспечить.
А оно и правда так. Не может. Альбом в 1975м, в Аналоговые Времена, записан и сведен.
***
Но это предисловие.
А что там на самом деле с цифрой? Мозги-то у нас загружены теорией.
А теория у нас гласит "Гармоническая функция полностью восстанавливает свои значения, при частоте дискретизации в 2 раза большей граничной ширины спектра Аналогового сигнала".
Т.е. Цидюк вроде бы должен все вывезти.
Конечно Старожилы Канала сейчас в меня бутербродами метать начнут. Мол опять завел свой матан про Теорему Котельникова.
А вот и нет. Не буду сегодня про него. Там в нем в целом все верно. Правда есть другая фраза "Гармоническая функция полностью восстанавливает свои значения с... заданной точностью..."
А это чего за точность такая?
А это у нас то, что число Пи нынче до триллионного знака вычислили. А 16 бит - это только 5го. 24 бита до 8го.
А сколько этой самой точности для полноценного звучания нужно?
Но это ладно.
Я даже не буду сейчас говорить, что при воспроизведении нужно... частоту дискретиазции в несколько раз повысить. Теорема эта она вообще-то предписывает кучу вычислений из этих 2х выборок провести, и на ЦАП выводить матрицу значений минимум с минимум в 10 раз большей плотностью.
Т.е. не 44 кГц на запись, и 44 на воспроизведение. А вот 44 на запись, и 440 на воспроизведение. Да и глубину квантования тоже увеличивать придется.
И все таки давайте об этом и поговорим. На сколько же на самом деле увеличивать-то нужно?
Дело в том, что мы все лестницу видели. Там ровная полочка, потом или резкий подъем уровня, или спад, и снова полочка.
И надо сказать, что это у нас импульсный сигнал.
И его по идее сглаживать нужно.
Но давайте кое-что прикинем. Можем ли мы сгладить-то? Можем ли отфильтровать?
А что собственно нам фильтровать нужно?
У нас что в сигнале происходит? У нас в нем... шумы коммутации.
Те самые, что при включении и выключении. У нас там что-то щелкает.
Вернее, как и при меандре, у нас там не просто щелкает, а в кучу гармоник плотным спектром.
Причем еще и часть этих гармоник - они не кратные несущей частоте коммутации. А есть следствие инерционных реакций элементов коммутации.
Т.е. паразитных емкостей, заваливающих фронты импульсов.
И каждый цифровой инженер, беря в руки учебник по цифровым сигналам, вообще-то сначала учится разрабатывать импульсный усилитель на дискретном КТ315.
Вот чтобы один транзистор. Чтобы на входе меандр, и на выходе меандр но с удвоенным током, и амплитудой.
И учится он это делать аж 150 страниц.
Потому что КТ315, хоть и шустрый транзистор, а прикалываться любит.
И потому 44 кГц на нем коммутировать - жутко веселый процесс.
Особенно когда у вас код не вида 10101010, а вот 110101010110101010010101
Заметили разницу? Всмотритесь! Ее еще увидеть нужно.
Как думаете, что будет на выходе усилителя?
Правильно. Вам придется поставить 3 транзистора, чтобы уже на 44 кГц, ничего не сбилось.
Потому, что паттерны коммутации, они далеко не только у человека в руках, при обучении слепому методу печати на клавиатуре. Они и у КТ315 случаются.
И на этих сдвоенных импульсах он не успеет разрядить паразитную емкость перехода коллектор база, которая успела удвоенно зарядиться.
В добавок электромагнитную инерцию самого кристалла тоже никто не отменял. А она может запросто в габаритный резонанс войти на таком коде. И будет самовозбуд как у кварца.
А к чему я это все?
А я это к тому, что когда наш специалист дойдет до ЦАП и АЦП, у него уже будет кое что в голове.
Но первыми ЦАП и АЦП будут АИМ, а не ИКМ.
В АИМ нет битиков. Там только частота дискретизации. Это как сигнал в телеке, аналоговых времен. Пискель-место(интервалы дискретизации) уже есть. А яркость аналогово передается.
Вот только все мы гребенку на жалюзи видели. Причем даже замечали, что замена кабеля от ДВД плеера до телека, ее устраняет. Да да!!! Основы Видеофильства однако!!!
Но нам сейчас не это нужно.
Нам нужны формулы, что эту самую гребенку Погрешностью Аппертуры именуют.
И их там еще на 50 страниц в этом учебнике.
Но самый прикол в том, что при росте частоты дискретизации - проблема как-то сама собой уменьшается.
При этом заметим так же, что наш АИМ, он как бы в телеке априори подразумевает, что пикеслей в камере у нас столько же, сколько и на экране.
Без всяких там Теорем, которые чего-то еще хотят, для восстановления сигнала.
Вот у нас телек, и ему нужно один в один.
И на это один в один куча формул описывающих гребенку на жалюзи.
И следствие из них, это повышай частоту дискретизации, чтобы уйти и от паттернов коммутации в электронике, и от паттернов фотофиксации.
Второй подвид паттернов, при этом в звуке... вообще-то тоже есть.
Вот возьмем хриплый саксофон. Хрип у него, это вибрация амплитуды частоты в 800 Гц, со скоростью 100 Гц. Т.е. амплитуда 100 раз в секунду то громче, то тише становится.
По сути аналоговая модуляция.
А что там про паттерны? Они ее вообще детектировать не начнут? Не начнут из нее отдельный тон выделять?
Но главное тут не это. Ведь жалюзи - это такой же процесс перепада яркости, особенно на самой поверхности каждой планки этой шторки.
А мы знаем, что уход от проблемы - это повышение частоты дискретизации.
В общем о чем речь?
Для звука, полный уход от проблем паттернов коммутации, и паттернов звуковых модуляций, согласно формулам из этих страниц учебника - это 768 кГц дискретиции при 128 битах.
Не плохой результат достигается при 384 кГц и 32х битах.
Приемлемый, который почти не слышен, на 192 кГц и 24 бит.
Все, что ниже имеет выраженное наличие данных паттернов, которые слышно.
И по большому счету, какой фильтр на выход ни поставь, а паттерны уже пролезли. И убрать можно, только вместе со звуком.
Как отфильтровать гребенку от жалюзи, не вырезав из кадра жалюзи? Или в молоко замазать, или в цвет стены рядом. Другого-то не дано. Все остальное фотошоп.
А чтобы передать целиком содержимое, нужно уйти от паттернов.
***
В общем разобрались.
192 кГц на 24 бит - этого маловато будет, но все таки уже почти не слышно артефактов цифры.
Все таки уже почти Винил.
А потому Винил-Рип. Если он на 192 кГц и с хорошей вертушки - вообще-то не плохо. И значительно лучше, любой иной Цифры, с меньшими значениями.
Но тут важный момент. Помните был разговор про рассыпчатый верх, как маскировку искажений, причем у цифры?
Вчера он был.
Так вот. Ни в коем случае не цифруйте сигнал с такой вертушки. Потому-что для оцифровки этого окраса нужно минимум 384 кГц.
А иначе он начнет пошаркивать смазанными призвуками. Этот окрас очень сильно поднимает разрешенение сигнала на ВЧ, и при этом очень сильно его заполняет быстрыми переходами амплитуды.
Т.е. оцифровка этого, при том, приятного Аудифильского звука - это проблема даже для Хай Реза.
В этом плане лучше взять вертушку, задачей которой стоит максимально достоверный звук. Его оцифровать. А уже потом Аудиофильским ЦАПом нужный звук выводить.
Потому, что и Ротеловская Апельсиновая Рыжесть звучания, это тоже повышенное разрешение сигнала, которое на 192 кГц не цифруется без потерь.
Поэтому лучше этот окрас сделать из записи первого ряда, уже в конце тракта, а не с источника цифруя.
Для этого и сводят звук под первый ряд, перекладывая задачу ВИП-Мест на домашнюю технику.
Потому, что ограничения на передачу полноценного сигнала из ВИП-Мест даже у современной Хай-Рез цифры остались.
Потому проще записать "Пустой" первый ряд, и уже потом из этой записи восстанавливать полноценные ВИП-Места.
Ну и этим же объясняется, почему Аудиофилы жутко не любят даже Хай-Рез оцифровыки со своих крутых Аудиофильских сетапов. Они реально слышат, что звук более плоским стал. И это так и есть. Нужна вертушка с ориентиром на достоверный звук, чтобы без проблем сигнал Рипануть.
***
Ну вот как-то так на сегодня. Ключевые мысли изложил. Хотя текст еще сыроват. Нужно додумывать и доводить до фарша еще. Пока что он просто горячая Курочка!
Спасибо, что дочитали!
фото отсюда https://basis-tp.ru/turntables/gde-kupit-dsd-muzyku.html