Друзья, продолжу рассуждать на тему прогресса-регресса человеческих обществ с прицелом на поиск созидательного пути развития России в XXI веке.
Мне хотелось бы, чтобы вы рассматривали эти материалы не как повод отругать автора, а как предложение к конструктивной дискуссии. Впрочем, автор давно не мальчик. Грубость его не шокирует. Отвечать тем же манером он не станет. Самое большее, заблокирует грубияна на 48 часов.
Приступаю.
Вы знаете мой научный приём - это поиск исторических аналогий. Со времён кроманьонского человека логика развития социумов остаётся неизменной. Разница заключается лишь в материальных атрибутах той или иной эпохи. Но это не играет принципиальной роли в обсуждаемой теме. В самом деле, на логику развития государства никак не повлияет тот факт, что политические конфликты между территориями разруливаются дуэльной схваткой на мечах или массовым поражением противника с помощью пулемёта Максима.
Ещё раз сформулирую задачу. Из каких фрагментов должно состоять современное мировоззрение России?
Новаторство или традиционализм?
Патриархальная религиозность или современная духовная теория?
Коллективизм или индивидуализм?
Альтруизм или эгоизм?
Имперская или мононациональная форма государственности?
Автократия или демократия?
Как видите, вопросов много. Я пока не готов ответить на все. Поэтому продолжу фрагментарные рассуждения по одиночным темам.
В этот раз я затрону частный вопрос христианства. И задам провокационный вопрос - насколько конструктивна эта религия?
Вы можете спросить, я почему я говорю именно о христианстве? Отвечу. Христианство оказалось исторически первой религией, в которой духовной доминантой стала концепция несопротивления. Помните? - "если вас ударили по правой щеке, то подставь левую". Иудаизм и ислам стоят на куда более твёрдых позициях. Девизом иудеев является лозунг "Око за око, зуб за зуб". А ислам непримирим к "неверным".
В истории есть примеры, когда христианство ослабляло благополучные империи и те погибали под натиском иноверцев. Приведу эти примеры.
- Пример 1. Одним из самых значительных государственных образований в истории человечества явился Древний Рим. Став образцом науки, культуры и военного дела, он прошёл путь от Римской республики до Римской империи.
Именно на имперский период выпали события вокруг Иисуса Христа и возникновение христианства как религии. В расцвет могущества Римской империи культурной основой общества являлась античная мифология, заимствованная в Древней Греции. Однако в 380 году нашей эры Православное Христианство было провозглашено государственной религией Римской империи. А уже в 410 году Рим был разрушен вестготами. В 476 году Римская империя официально перестала существовать.
Добавлю, что вестготы были язычниками. Правда, в 341 году они пригласили к себе христианского епископа, но в своей вере придерживались самых еретических взглядов. В частности, они признавали Иисуса Христа не богом, а божьим творением.
- Пример 2. Аналогичная история произошла с Восточной Римской империей, или Византией.
Эта часть Римской империи продержалась дольше, чем западная. Но в 1453 году и она прекратила своё существование под ударами турок-османов.
- Пример 3. В 988 году князем Владимиром Святославичем было осуществлено Крещение Руси. Государственной религией Киевской Руси стало христианство от Константинопольской православной церкви.
А уже в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, Киевская Русь стала распадаться на удельные княжества. Ослабленное государство оказалось не в состоянии противостоять монгольскому нашествию и официально прекратило своё существование в 1237 году.
***
Подведу черту под примерами и выдвину единую версию событий во всех трёх случаях. В традиционной историографии все эти события рассматриваются порознь. Попыток обобщения на макроисторическом уровне мне не встречалось. Каждому из событий даётся персональное обоснование.
Какие же это обоснования?
Для Римской империи стереотипом является ссылка на нравственное вырождение римлян. Дескать, они пьянствовали, занимались непристойностями, требовали "хлеба и зрелищ". Оттого и не устояли перед вестготами.
В поражении Византии винили дворцовые интриги и применение наёмной армии. В какой-то момент наёмникам не заплатили, те перестали защищать Константинополь, столица Византии пала.
В распаде Киевской Руси все указывают на разобщённость русских князей, не поясняя причину этого сепаратизма.
Я предложу подход, который позволит рассмотреть все три драмы с единой позиции. Главным обстоятельством, объединяющим все три исторические катастрофы, является установление православного христианства в качестве государственной религии в экономически благополучных странах.
Пусть читателей не вводит в заблуждение слово "православный". В данном контексте оно звучит не как противопоставление католицизму, а как принятая словесная форма в те времена. Раскол христианства на две ветви - католическую и православную - произойдёт позже, в 1054 году.
Обратите внимание. Во всех трёх случаях христианские государства оказались уничтоженными пришельцами с другой верой. В первом случае это были недавние язычники, во втором - мусульмане, в третьем - действующие язычники со свободной формой вероисповедания.
Выскажу предположение, что в христианской религии заложено условие ослабления государственных институтов, обусловленное особенностью религиозных догматов. На Западе это почувствовали значительно отчётливее, чем в России. Не случайно уже в XI веке, вскоре после церковного Раскола, в практике католической церкви возникли т.н. индульгенции. Они освобождали человека от совершённого им греха за определённую мзду.
Почему? - спрошу я.
Именно потому, что нравственные заповеди Христовой церкви резко ограничивали жизненную стойкость общества. Гуманизм, будучи эталоном идеалистов, полностью противоречил реалиям жизни. Католики нашли выход в индульгенциях, превратив учение Христа в фарс. А православные продолжали упорствовать, поплатившись за это утратой двух мощных православных государств - Киевской Руси и Византии.
Подытожу сказанное. Христианство в своём каноническом православном виде входит в острое противоречие с реальными потребностями социума и ослабляет государственные институты. Будучи государственной религией, православие обрекает государства на отставание в научном и техническом прогрессе. Примерами тому являются все православные страны мира.
Взгляну теперь на этот вопрос с другой стороны. Как я уже отметил, западная католическая церковь очень быстро видоизменилась для того, чтобы не оказаться тормозом на пути прогресса. Обратите внимание. Все неимоверные жестокости, которые сопутствовали западной колониальной политике, не осуждались католической церковью. Несмотря на попытки дезавуировать практику индульгенций, идея искупления греха за денежную мзду Богу прочно вошла в нравственный кодекс западного менталитета.
Однако в XXI веке даже этот фарсовый католицизм стал мешать общественному прогрессу. Новая эпоха стала требовать новых идеалов. Католическое христианство никак не вписывается в современность. В результате мы с вами стали свидетелями стремительного угасания религиозности западного мира. Это произошло буквально на наших глазах, за 20-30 лет.
У русского человека есть огромный соблазн преподнести это, как дегенерацию западного общества. Шаблонное мышление немедленно подсказывает пример распада Римской империи. Я уже высказал своё видение. Падение нравов Римской империи никак не связано с её распадом. Это, скорее всего, сопутствующее обстоятельство. Т.е., следствие, а не причина.
Нынешний отказ западных обществ от христианства есть стихийный рефлекс самосохранения. Любая попытка в XXI веке следоать христианским догмам в качестве морального императива приведёт к гибели государств. Также, как это произошло с Римом, Киевской Русью и Византией.
Теперь обращусь к отечественным реалиям.
Традиционно, Россия плетётся в хвосте мировой интеллектуальной жизни. Вместо смелого взгляда вперёд мы оглядываемся назад. Результатом этого явилась ухабистая русская история, в которой череда побед перемежается оглушительными поражениями. Достаточно вспомнить распад Киевской Руси, Российской империи, СССР.
Нынешняя попытка власти выстроить общественную идеологию РФ на догматах православия противоречит научному взгляду на социальную инженерию и грозит очередной исторической катастрофой.
Не хотелось бы оказаться свидетелем этого.