(подробный гайд по этим терминам)
Можно ли в сэконд-хэнде купить винтажную вещь? Теоретически – да. Практически – сомневаюсь. Раритет там тоже сложновато раздобыть. А вот на барахолке а ля “блошиный рынок” – можно купить что угодно.
Только если уж решитесь, гуляя среди старья на ряднушках, стать обладателем какого-то предмета прошлых лет, не забудьте изучить гайд по этим терминам, чтобы Вам не “впарили” ретро-вазу за антиквариат.
Да и просто для себя, интересно же различать эти понятия. Для общего развития, так сказать.
Что ж, давайте разбираться, и предлагаю в ретроспективном порядке начать со слова “ретро” (если чё, тавтология была намеренной).
Само слово “retro”, взятое из латыни, означает “назад”, “обращенный к прошлому”. Отсюда и ретроспектива – это та же перспектива, только наоборот (с отсчетом в обратном порядке); и виноватый во всем ретроградный Меркурий – просто “движущийся назад” относительно привычного движения светил, и Луна – тоже ретроградная в своем движении, только мы больше недолюбливаем ее “полноту”, чем ретроградность.
Если же говорить о вещах, предметы из прошлого, имеющие свойства обратного отсчета времени и есть ретро. Но вещи из сколь далекого прошлого мы относим к ретро?
Мы же не называем ретро-вещами экспонаты из Кунст-камеры или сумку, купленную 3 года назад. Хотя все они родом из прошлого.
Сегодня относить к категории “ретро” можно все, что относится периоду после Второй мировой и лет, эдак, до 80-х. Если по-простому, то это эпоха молодости наших бабушек или мам, если они уже пожилые. Постепенно ретро сдвигается, хотя при этом не “молодеет” – и лет через 10-20 вещи из нулевых тоже станут ретро. Важный нюанс: ретро-предмет должен внешне отражать моду той эпохи, к которой он относится, и на данный момент уже выйти из массового употребления. То есть, должен нести с собой явную отсылку к определенному периоду из прошлого. При этом ретро-предмет может быть и не из числа “дорогих”.
Например, трехстворчатый шифоньер с полированными дверцами – вполне себе престижная мебель из минувших 80-х. Но их и сейчас немало в домах, и на ретро-мебель он не тянет. А вот деревянный пузатый комод с витыми ручками и резным декором, на кривых (пардон, фигурных) ножках родом из Сталинских времен – это вполне себе ретро. Их мало, и от них, что называется, “веет стариной”. Просто прямой пиджак или юбка-карандаш вашей мамы или даже бабушки не будет ретро, т.к. и сегодня прямых пиджаков немало. А вот вельветовые брюки с клешем от колена/бедра или сильно вытянутые воротник и манжеты (как в 70-е) или, наоборот, скругленный воротничок с “галстучком” (60-е), или квадратный матросский воротник на женском платье – это все ретро. Или стилизовано под ретро, если сшито недавно, но стиль соблюден “тот”.
Автомобиль Победа – ретро, постепенно становящийся раритетом. А вот Форд времен его создателя сэра Генри – это винтаж, и тоже раритет.
И переходим разбираться с винтажом. Одни лингвисты относят к эпохе винтажных вещей период 20-40 гг прошлого столетия. Другие захватывают еще и начало ХХ века (но непременно моложе антиквариата). Третьи считают, что винтажной может быть и вещь 60-х и даже 70-х, главное – чтобы этот предмет имел значимую ценность и был не моложе 30 лет. Ультра-модный в прошлом парфюм, ставший легендой (тот же Chanel №5), платье, сшитое под руководством самого Кристиана Диора, патефон или даже радиола 70-х – все это винтаж, т.к. даже в “свое” время, когда они были актуальны, они были “писком” моды или признаком “хорошей жизни”.
И да: с винтажом не проходит вариант, как с ретро – винтажная вещь всегда старинная, ее нельзя изготовить сегодня. Но и сюда прокрадываются стилисты, и сейчас можно обставить комнату “в винтажном стиле”, сколотив ее на заднем дворе и покрасив, а затем застарив при помощи наждачки. Но в собственном смысле винтажной эта мебель не будет.
Кстати, музыка может быть ретро, но не может быть винтажной. Если она переживает “ретро”, и не устаревает, она становится классикой. Зато виниловая пластинка – это уже винтаж.
Теперь к раритету. Вообще, “rare” – это по-английски “редкий”. И раритет должен быть не только старинным и одновременно культурно или исторически ценным, но еще и редким. Те же редкие, эксклюзивные образцы автомобилей “ретро-винтажного” периода – это раритет. Те чеки с эскизами Сальвадора Дали, при помощи которых он избегал уплаты в ресторанах – это раритет. Претендующий, впрочем, стать антиквариатом. Винтовка Первой мировой войны – тоже раритет. И тоже может со временем стать антиквариатом.
Странно, но по сути своей, раритет может быть и моложе винтажа и даже ретро. Это какие-то парфюмы или предметы высокой моды, выпущенные в ограниченном количестве. Коллекционные издания книг, вышедшие ограниченным тиражом. Иногда, даже видя перед собой достойного человека, мы можем отнести его к раритету. Вроде, в шутку, но здесь есть только доля шутки.
Ну, и напоследок антиквариат. Это – уже культурно-историческое наследие страны или народа или близко к тому. Латинское “anticuus” означает “старый”, и это абсолютно всегда вещь из прошлого.
Возраст антиквариата в разных странах оценивается по-разному. В США считают антиквариатом предмет, изготовленный не позднее 1830 года. В Канаде самый поздний год изготовления антикварной вещи – 1847; в Британии эта дата более гибкая – антикварной считается вещь, которой более 100 лет. В России, кстати, тоже на законодательном уровне антиквариатом, запрещенным для вывоза из страны, является вещь, которой более 100 лет. А в практике антикварной торговли и в обывательском обиходе россиян антикварной могут считать и более “молодую” – от 50 лет.
Важно, что антиквариат – это не просто предмет обихода, а вещь, представляющая особенную ценность, включая материалы, из которых она изготовлена. Это бронзовые вазы Древнего Китая или чаши/рюмки/кувшины, инкрустированные каменьями и драгметаллами, мебель и предметы одежды, представляющие историческую, культурную и материальную ценность. Это картины известных художников. То есть, стеклянная ваза с рядового стеклодувного завода вряд ли когда-то станет антикварной, если это не ваза подаренная Лениным Крупской. Ну, разве что лет, может, через тысячу, как сейчас мы ценим глиняные черепки египетских и греческих сосудов из архео-раскопок.
И если винтажные вещи, и, тем более, ретро могут использоваться в обиходе в качестве стильных акцентов быта или туалета; даже раритет может быть пригоден к использованию, только чаще всего трепетному и “по особым случаям” то антиквариат в подавляющем большинстве интересен как коллекционный экземпляр.
И именно антикварные вещи мы можем наблюдать в Кунст-камере. А на блошиных рынках их можно найти разве что по неразборчивости их обладателя. Чаще всего там ретро и винтаж.