Найти тему
Алексей Ратушный

Про русский язык

Книга автора "Южный Кресит". Одна из семидесяти пяти. Остальные на Ридеро
Книга автора "Южный Кресит". Одна из семидесяти пяти. Остальные на Ридеро

Это может показаться довольно странным.
До семидесятилетнего юбилея 50 дней.
И вот русский писатель, написавший свой первый полноценный научно-фантастический роман «Цефея» во втором (втором – прописью!) классе наконец решается высказаться о системе преподавания в наших школах русского языка.
Не скрою: ничего важнее на самом деле нет, чем преподавание русским детям в русских школах русского языка.
Случилось так, что у меня по русскому языку оценка в школе болталась между тройкой и четвёркой.
И тому было найдено вполне естесственно-научное объяснение.
Я писал как курица лапой.
Скверно.
Ужасным почерком.
Каллиграфия мне не давалась с самого первого урока.
При этом читать я научился в возрасте четырёх лет!
То есть я свободно глотал книжки в пять-шесть лет, а вот с каллиграфией не ладилось.
Много лет спустя я случайно выяснил, что я – переученный левша. То есть родился я леворуким, а писать требовали правой рукой. Вот оно и не пошло! Как и все переученные левши я писал ужасным некрасивым почерком и переход на красивые шрифты вызывал у меня адские мучения.
Так что первую основную проблему преподавания русского языка я на себе прочувствовал от и до! Понятно, что надо мной смеялись девчонки. Которым выпадало счастье оказываться со мною за одной партой. Понятно, что именно из-за этого я имел устойчивый комплекс неполноценности, который распространялся на всё моё школьное обучение. А уж когда мне выпало великое счастье остаться на второй год в шестом классе, комплекс превратился в устойчивый синдром потерянного ученика.
И завершилось закономерно: в восьмом классе в январе месяце я навсегда ушёл из своей школы!
То есть меня не интересовали ни аттестат за восемь классов, ни престиж второй английской в городе Свердловске. Двоечник? Да! Неспособный? Конечно! Обреченный на всю жизнь быть необразованным? Само собой разумеется!
Как раз в эти светлые дни я самостоятельно исследовал восстание Спартака, историю первого Триумвирата в Древнем Риме, теорию проскрипций, самостоятельно изучал итальянский язык, писал свои песни, занимался математикой числовых матриц различных порядков, и собирался стать архитектором уровня Ле Корбюзье и Посохина.
И тут судьба подросила мне сразу два джек-пота.
Сначала тётя Неля устроила меня в офицерскую столовую Уральского военного округа в мясной цех учеником повара. Видит Бог, я мог бы там остаться на всю жизнь, поскольку я быстро рос над собой и оввалка мяса, разделка туш, приготовление великолепных котлет и фантастических перепелов давались мне легко и непринуждённо. У меня была прекрасная учительница и она мне сказала как-то что тут я могу пересидеть всю службу в Вооруженных силах и вырасти в хорошего повара, что обеспечивает жизнь на всю жизнь. А если учесть что у меня в роду моей бабушки  был дядя который служил шеф-поваром центрального ресторана на дореволюционном Крещатике, то судьба моя была по сути предрешена. Но…
Ох уж эти маленькие коварные «но»!
Я уехал на постоянное место жительства в город Краснодар и там я близко познакомился с темами прописки, паспортного режима, юридическими тонкостями административных и уголовных разборок. Я попал в индивидуальное обучение к одному из крупнейших советских юристов и с ним начал осваивать русский юридический язык!
И если впоследствии я так и не сел, то за это я обязан благодарить именно этого своего педагога.
Он тоже преподавал мне русский язык. Господи! Это было божественно!
В наших школах о таком преподавании можно только мечтать!
Он показывал мне все значения простейших русских слов и все топики их применения и толкования! Это наложило свой огромный отпечаток на все мои последующие поэтические практики!
Кроме этих двух джек-потов я неустанно посещал библиотеки и взял в привычку по четыре часа в день при любой погоде работать именно в библиотеках!
В 1989-ом году мой академический класс ежедневно занимался в помещении городской библиотеки. Девочки ходили с большими кипами книг, обкладывались книгами со всех стогрон, буквально тонули в списках литературы! Я знал, что делаю. Русский язык это самый богатый язык мира. Самый гибкий. Самый тонкий. Все остальные языки  мира бледнеют перед глубиной и совершенством русского языка.
И освоение этого океана слов и смыслов возможно только методам полного погружения в материал.
Тысяча книг на год! Десять тысяч книг на курс школы. И ещё три тысячи книг на курс вуза.
Вы полагаете, что это много? У вас в голове (У каждой! И у каждого!) восемьдесят шесть миллиардов нейронов! По самым скромным подсчетам! Вы при желании можете освоить сорок языков и прочесть сто тысяч книг! И это никак не помешает вам пробежать свои сорок тысяч километров и написать свои три тысячи песен. Встретить чудесного спутника и спутницу жизни и родить своих пять детей!
Главное: понять! Не надо изучать русский язык так, как мы изучаем мёртвые языки.
Древнегреческий и латынь изучают в гимназиях для постановки строгой дисциплины мышления.
Но дисциплина мышления ставится прекрасно на живом шахматном материале! Ещё в детском саду!! Впрочем у нас почему-то шахматный всеобуч затащили в школу, когда откровенно говоря, уже поздно!
Живое активное общение с носителем живого русского языка обеспечивает живое мышление самым мощным инструментом творчества и научного познания мира.
Изыски филологов полезны в весьма ограниченном временном диапазоне с пятого по восьмой класс средней общеобразовательной школы в режиме жёсткого модуля эффективного тридцати пяти минутного урока. Всё! Ежедневная работа с книгой! Ежедневное общение с носителями живого русского слова!
Это – если предельно кратко.
Но если кому-то станет интересно, можно было бы и поподробнее.

Только малая часть написанного автором
Только малая часть написанного автором