«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
Не знаю, как у вас, но у меня эти строки всегда вызывали прилив ностальгии и лёгкую грусть по ушедшему детству. И сказки Пушкина всегда напрямую ассоциировались именно с этим временем. Уже в осознанном возрасте до меня стали доходить разговоры, что Пушкин был не таким уж добрым сказочником, а в его произведениях встречается такое, что детям лучше не открывать (да и некоторым взрослым тоже). Писал он и такое, на чем сейчас явно бы стоял маркер «18+». Надеюсь, тут все совершеннолетние?
В 22 года Александр Сергеевич написал совершенно беспринципную для того времени поэму «Гавриилиада». Известный библейский сюжет благовещения Пушкин превратил чуть ли не в оргию, заставив невинную Деву Марию отдаться «в один и тот же день архангелу, лукавому и богу». Не мудрено, что христианское духовенство, ознакомившись с кощунственным текстом, незамедлительно бросилось жаловаться царю, и в итоге пристыженный Пушкин отказался от авторства.
С церковью у поэта ещё неоднократно будут проблемы. Говорят, что она была не меньшим цензором его произведений, чем сам император. Например, "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде" впервые увидела свет в 1840 году в журнале "Сын Отечества". Но произошла замена попа на купца, была произведена она Василием Жуковским, "который понимал, что без этих изменений произведение просто не будет опубликовано" церковной цензурой. Авторский вариант, собственно, "Сказки о попе…" увидел свет лишь в 1882 году.
Пожалуй, самой известной сказкой Пушкина для взрослых стала «Царь Никита и сорок его дочерей». Полного автографа сказки не сохранилось, за исключением черновика первых 26 стихов, остальные листы были вырваны из тетради. Полный текст сказки был восстановлен по памяти братом поэта Львом Пушкиным. Но даже по оставленным строкам можно проследить «срамной» мотив произведения.
У царя Никиты подрастают сорок дочерей, прижитых им от разных матерей. Царевны не сознают, что лишены важной части тела, которую рассказчик не смеет назвать напрямую (но мы прекрасно понимаем, о чем идет речь). Царь обращается за помощью к ведьме, которая с гонцом отправила те самые «недостающие части». Гонец же не удержался и на привале решил взглянуть, что такое он везет. «Птички» тут же улетели. Дальше, думаю, если интересно, вы сможете прочитать сами. Обойдусь без спойлеров.
Из более раннего Пушкина можно выделить ещё два стихотворения. Одно из них – «Вишня», романтичная песнь о совсем не платонической любви пастуха и пастушки на лоне природы.
Второе – «От всенощной вечор идя домой…», где перебранка двух кумушек заканчивается резкой фразой:
«Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой п**** соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.»
Думаю, не стоит упоминать и рифмы, которые нет-нет, да и подбирал Пушкин в своих произведениях. Иногда матерные выражения буквально пронизывают стихотворение, как, например, в «Рефутации г-на Беранжера».
Очень красноречиво описан вечер девушек легкого поведения в стихотворении «Сводня грустно за столом…». В нем нет сцен разврата, напротив, у работниц древнейшей профессии, а также у их начальства, выдался крайне скучный и безработный вечерок с одним-единственным посетителем, но и этого достаточно, чтобы читатели-современники Пушкина краснели при прочтении.
Напоследок посоветую перечитать, если вы давно этого не делали, известного нам со школы «Евгения Онегина» и, уверяю, вы точно взглянете на него под другим углом.