На совместной конференции ИВО и ИОТ на базе НИУ ВШЭ состоялась панельная дискуссия «Новые образовательные результаты в индивидуализированном образовании». В течение часа эксперты и руководители сферы науки и высшего образования вместе с модераторами Евгением Сженовым, научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и Ириной Гординой, заместителем генерального директора компании CUSTIS обсуждали цели, задачи и итоги внедрения ИОТ в вузах.
«Минобрнауки не является потребителем того, что является продуктом университета. ИОТ — это скорее запрос работодателей и студентов. Говоря об индивидуализации, мы говорим о том, что образование не должно быть линейным, чтобы студент был востребован и его компетенции соответствовали тому, что ждут от него работодатели», — определил вектор дискуссии заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук.
Что касается ответов на запросы рынка труда, то один из новых эффективных инструментов — цифровые кафедры. В результате их внедрения в университетах стало понятно, что количество желающих освоить дополнительную квалификацию превышает количество выделенных мест. А это означает, что не только работодатели, но и сами выпускники заинтересованы в том, чтобы быть востребованными.
Владимир Рахтеенко, генеральный директор компании CUSTIS и глава ИОТ-консорциума вузов уверен, что построение отложенной профессионализации — это залог успеха дальнейшего осознанного выбора профессиональной траектории у студентов.
«Самое сложное — перейти от стандантизированности к гибкости», — отмечает он, рассуждая о забюррократизированности и неготовности университетов к изменениям.
В то же время каждый вуз имеет собственные подходы к внедрению индивидуализации, подчеркивает первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер.
Опыт НИУ ВШЭ показывает, что индивидуализация положительно сказывается на качестве курсов и дисциплин — преподаватели мотивированы продолжить работу и быть востребованными у студентов, по этому причине работают над содержанием и обновлением учебных программ. Сейчас развивается другое направление индивидуализации — поддержка студентов, которые попали в сложную жизненную ситуацию, рассказывает Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ.
Один из флагманов индивидуализации — ТюмГУ — в лице проректора Таисии Погодаевой провел собственный анализ итогов внедрения ИОТ в вузе. Университет уже выпустил 2 потока студентов, на которых проходила апробация ИОТ. Первое — мотивация студентов повышается, уменьшилось количество отчисленных по собственному желанию, больше выпускников — повышается конверсия.
Второе — окончательное решение о профессионализации делается в 4 семестре — 1/3 студентов перепрофилировались.
Третье — 60% выпускников ИОТ выбирают другие направления подготовки в магистратуре.
В результате экономическая эффективность ИОТ показала положительную динамику для вуза — количество контингента выросло на 30%, количество ставок — на 8.
Как следствие, ТюмГУ видит преимущества в возможности увеличения КЦП не по направлениям подготовки, а по формированию укрупненных групп с дальнейшим профилированием. Такой подход формирует высокую операционную гибкость.
Как руководитель одной из компаний-лидеров на рынке ИОТ, успешно и эффективно внедряющих платформу Modeus в университетах, Владимир Рахтеенко с пониманием отметил, что трогать образовательный процесс это всегда страшно, однако ИОТ-платформы сегодня дают инструменты для того, чтобы безопасно попробовать индивидуализацию.
«У меня на базе общения с коллегами и экспертами нет сомнений, что в ИОТ нужно идти», — резюмировал Андрей Омельчук.
В условиях индивидуализации образования увеличилась конкуренция за студента, это значит, что курсы и дисциплины постоянно должны обновляться под актуальный запрос. Что, в свою очередь, ведет к формированию саморегулирующейся и мобильной системы высшего образования в целом.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28459